Преображение. Выставка скульптора Людмилы Караевой
с 22 сентября 202220 сентября в художественном музее имени Махарбека Туганова открылась выставка «Преображение». В экспозиции представлены произведения известного российского скульптора Людмилы Караевой и ряд скульптурных композиций Сосланбека Едзиева. Выставка посвящена 1100-летию Крещения Алании, которое отмечается в этом году на государственном уровне.
Людмила Караева – современный художник, обладающий своим ясно выраженным стилем.
Обращение к человеку, как главному предмету вдохновения – вообще особенность скульптуры, как вида искусства. Для скульптора — женщины естественен интерес к женскому образу и стремление проникнуть в душевное состояние своей героини, чтобы воплотить, выразить его в произведении через позу, жест, движение.
Выразительность пластики тела, его «язык», который можно сравнить с искусством танца в балете, понятен зрителю, так как обращен к его личному физическому опыту. И то, что образы Людмилы Караевой имперсональны, в эстетике конструктивизма, к которому близок стиль скульптора, они становятся обобщенными символами внутренней жизни ее персонажа.
Поиски формальные, связанные с конструкцией, физической структурой тела, стали основой для передачи эмоционального переживания женщины, которые уточняют и подсказывают названия скульптур: «Боль», «Грезы», «Грусть», «Интроверт», «Релакс».
Но гораздо важнее, что в становлении Людмилы Караевой как художника, в ее развитии отражены духовные поиски автора.
Идея выставки — преображение художника, поиски выхода из мира, ограниченного физическим существованием, в пространство духовное через веру, к Богу.
Собственно тема красоты обнаженного тела ведет к библейскому сюжету о создании Богом первых людей, которые были совершенны, ибо созданы были по подобию Творца.
Особое место среди скульптур Людмилы занимает «Ева». Она, до грехопадения, прекрасна своей наивностью и чистотой, как красива бывает чистота юности. Вырезанная из дерева, Ева словно излучает тепло его текстуры, богатой на бежево-коричневатые, охристые оттенки. Тело, лицо, густые волосы в реалистической трактовке — так как это конкретный персонаж с отсылкой к библейской истории человечества.
Важным началом, отсчетом духовных и профессиональных поисков автора стало наследие великого осетинского художника Сосланбека Едзиева. С его скульптурой Людмила познакомилась в детстве, в Синдзикау, где находился дом ее бабушки. В рельефах дома народного скульптора, в изображениях людей на цыртах старых деревенских кладбищах, а позже, в станковых произведениях Едзиева из собрания музея она увидела любовь, трогательное отношение автора к своим героям. И еще, здесь — уникальные факты присутствия в скульптурных композициях ангелов, Святого Георгия, креста с распятым Спасителем. Какую надо было иметь смелость, чтобы в советское время зримо исповедовать свою веру!
Мир ангелов, которые сопровождают человека в его земной жизни и помогают ему в преодолении страха смерти, привлек Людмилу Караеву уже в зрелом возрасте, в сложный, тяжелый период. Они стали для нее не только воплощением надежды и внутренней борьбы с отчаянием, но подтолкнули к оригинальному решению самих фигур из цветной бумаги. Любовь к конструктивизму, умение видеть фигуру в пространстве, помогли создать раскладные формы-открытки, объемные амулеты-символы. Трое из семи Архангельского чина: Михаил, Гавриил и Рафаил, обрели форму и цвет, соответствующие назначению каждого ангела (Победитель сатаны, Вестник Божий и Врачеватель).
Любовь к открытому цвету и контрастным цветовым соотношениям, которые Людмила не раз использовала в расцветке своих станковых скульптур, нашла воплощение в символической маркировке Архангелов и в аппликациях, также посвященных теме небесного Воинства.
Материнство, которое Людмила и сама имела счастье познать, одна из важнейших ипостасей женщины. Тем более, связанное с темой Богородицы, стала главной последние годы в творческих проектах скульптора. Завершающий экспозицию зал, знакомит с одной из интереснейших идей автора: создание нового элемента свадебного ритуала, в котором клятва новобрачных в любви должна происходить в процессе подъема по лестнице, ведущей к Богородице. Одно из богословских наименований Девы Марии – Лестница (Лествица) – символ совершенствования в движении по жизненному пути, восходящего движения.
Людмила Караева – человек сложный, богато одаренный разными способностями и фантастически трудолюбивый. Одно из ее последних свершений – уникальный сад, который она своими руками вырастила вокруг собственного дома-музея, дома-приюта для гостей, проявив дар ландшафтного дизайнера.
И еще – она социально активный человек, который живет надеждой на реализацию своих проектов: лестницы Богородицы как ритуала, воспитывающего молодежь, Дома для симпозиумов молодых скульпторов в собственной усадьбе и в пространстве, созданном Сосланбеком Едзиевым, наследие которого катастрофически погибает, о чем свидетельствуют представленные в экспозиции фотографии.
По сути, Людмила Караева пытается воссоздать на земле Осетии-Алании Райский сад, утраченный грехами, совершенными человечеством.
Поможем ей в этом!
Людмила Бязрова, искусствовед, заместитель директора по научной работе.
Справка
Людмила Караева — член-корреспондент Российской Академии художеств (2011), народный художник республики Северная Осетия-Алания (2018), скульптор.
Родилась в Северной Осетии, в селении Карман-Синдзикау.
1975-1981 – учеба в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова.
После окончания института живет в Москве.
1982 – начало выставочной деятельности в СССР.
1990 – начало выставочной деятельности за рубежом.
2018 — Золотая медаль Российской Академии художеств.
Работы Людмилы Караевой экспонировались в Париже, Вене, Инсбруке и многих других городах. Произведения скульптора представлены в собраниях государственных музеев России и Европы, а также в собрании королевы Нидерландов и других частных зарубежных коллекциях.
Десять лет назад Людмила Караева построила в родном селении Карман-Синдзикау дом и стала жить между Москвой и Северной Осетией.
Основные sвыставки:
1990 – персональная выставка в г. Берген (Нидерланды)
С 1991 года — постоянная экспозиция и сотрудничество с галереей «De Boer» (Амстердам. Нидерланды)
1993 — персональная выставка в «Galerie in der Sterngasse» в Вене (Австрия)
1998 – получение гранта в международном творческом конкурсе; персональная выставка в г. Инсбрук. (Австрия)
1999 – персональная выставка «Поверхность. Объем. Пространство» в муниципальной галерее «А-3» в Москве (Россия), организованная посольством королевства Нидерландов в Москве и фондом Казимира Малевича
2000 – приз «за современное искусство» («Prix» российского фонда Культуры г. Москва (Россия)
2007 — персональная выставка в Российской Академии художеств, г. Москва
2014 — персональная выставка «Реабилитация красоты». Художественный музей имени Махарбека Туганова, г. Владикавказ