Алагирский собор Вознесения Господня
170 лет со дня освящения Алагирского храма Вознесения Господня.
Алагирская церковь была заложена 8 ноября 1850 года, а 22 октября 1853 года — торжественно освящена. Это один из красивейших архитектурных памятников Осетии, построенных в Новое время. Его сходство с древними христианскими храмами, особенно с византийскими, объясняется тем, что церковь стала одним из реализованных проектов князя Г.Г. Гагарина.
Поборник так называемого «византийского стиля», возродивший в христианском зодчестве, в организации интерьера и системе настенных росписей традиции христианского искусства Х-ХII столетий, он, в частности, вернул в пространство храма темплон (алтарную преграду, вместо получившего распространение в средневековом русском зодчестве иконостаса).
Есть еще один памятник, который можно соотнести с Алагирским собором — Московский храм Христа Спасителя, построенный по проекту
К. А. Тона. Тон, как и Гагарин, был сторонником возрождения в архитектуре форм раннего и средневекового русского зодчества. Росписи храма Христа Спасителя были завершены в 1881 году (освящен в 1883 году). А в конце 80-х создавались сюжетные композиции Вознесенского собора, и не удивительно, что некоторые его изображения напоминают мотивы, образы и композиции Московского храма. Бирюзовое небо со звездами и облаками — в куполах и на сводах обоих храмов, Святой Дух в виде парящего голубя, окруженный сиянием — на своде алтаря, в композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов» храма Спасителя, изображен и в главном куполе Алагирского собора. Почти без изменений повторена в Алагирском соборе композиция «Троица» (тип «Отечества»), перенесенная с главного купола храма Спасителя в конху центральной апсиды Вознесенского храма.
В 2020 году (по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида) была восстановлена историческая колокольня и освящены завершившие ее купола.
Известный факт участия в росписях храма Коста Хетагурова, придает этому памятнику особую ценность и делает заманчивыми разрешение всех вопросов, оставленных историей создания и жизни этого собора. Но это тема большого исследования, которое мы можем предложить в будущем.