Дорогой духа. Творчество Андрея Касабиева

С 27 мая в залах художественного музея имени Махарбека Туганова экспонируется персональная выставка Андрея Касабиева.

Скульптор, представляющий творческое  сообщество  Южной Осетии,  нередко становился  экспонентом  совместных выставок  с мастерами Северной Осетии  (во Владикавказе, в Москве, Сочи и других городах).

Известность Касабиеву  принесло участие  в таких разнообразных по тематике  проектах, как  «Диалог культур в пространстве  академической школы» (Российской Академией художеств, Москва), XII Международная  выставка   «Формула рукоделия. Москва. Осень 2014» (диплом  и 3 место в конкурсе «Подарок любимой»), выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства «Город мастеров» на фестивале искусств Южного и Северо-Кавказского округа (Астрахань).

Особенно ценным  стал диплом лауреата 1 степени на Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного искусства и народного творчества  (Санкт-Петербург). Признание получили  оригинальные и тонкие по технике исполнения   женские украшения  из ореха и самшита. Подобные изделия можно увидеть и на сегодняшней выставке.

На своей  персональной выставке  Андрей Касабиев  показал работу за последние пятнадцать лет.  Экспозицию составили  произведения скульптуры, изделия  декоративно-прикладного искусства, графические наброски.  Сюжетная и образная составляющие работ скульптора (герои нартовского  эпоса, тема борьбы и муки созидания) позволили создателям экспозиции включить  в нее полотно Махарбека Туганова «Пир нартов»  в первом зале. В третьем зале   резные традиционные предметы осетинского застолья, созданные в оригинальной трактовке форм Андреем Касабиевым, дополнены картинами   осетинских художников разных периодов осетинского станкового искусства. Метафорические  образы Шалвы Бедоева,  Батраза Дзиова, Волана Харебова словно находят продолжение в символике скульптур. Не удивительно, ведь педагогом  Андрея в цхинвальском художественном училище имени М.Туганова  был Лаврентий Касоев, один  из  ведущих современных живописцев Южной Осетии, мастер пронзительных  до боли изображений трагедии Осетии ХХ века  и таинственных по образному строю картин-притч.

Излюбленный материал Андрея Касабиева – дерево, причем дерево благородных пород – орех, самшит. Скульптор  для  каждого  произведения   выбирает   наиболее подходящие  приемы резьбы, например,  выявляя  предельно напряженную  форму,   сохраняет грани-срезы в фигурах боксеров («Клинч), в образах, воплощающих  страдание  –   «Крик»,  «Фигура» («Скорчившаяся женщина»),  «Рождение арфы» («Сырдон»), «Предчувствие».  В композициях,   не только станковых,  но и обладающих   декоративным характером,   составляющих синтез поэтического сюжета и традиционного предмета (чаша, котел), автор использует бур, тонкое сверло.  С их  помощью   «вспенивается » поверхность дерева,  создаются подвижные  «растущие  побеги» («Возношение», «Ночь»).  Увиденная в горах, разрушенная  каменная постройка, породила фантазию  на тему заброшенной церкви, забытого котла для пива,  развила  идею прихода в этот мир сил дикой природы,  обволакивающей,  разрушающие  предметы, созданные  и оставленные  человеком. Хищник, вышедший  на охоту,  завершает  необычный и неоднозначный  образ  «Ночи».  Избыточность мельчайших деталей в сюжетах, связанных с миром природы, возможно,  идет от стремления автора  вернуть жизнь дереву.

В бронзе  Касабиева  изобразительных элементов  минимум, здесь зритель додумывает то, что  должно  представлять пространство вокруг   главной  фигуры или формы.  Замечательна жанровая композиция «Утро», в которой   фигура героя,  опирающегося   на подоконник,  является стержнем для оконной  рамы, а сама  рама – опорой и для чайной чашки.  Острота композиции  создается пересечением объема   и геометрической  формы, утрированной пластикой  фигуры.

Серия композиций с холодным оружием (мечем, кинжалами, саблями) родилась, по-видимому, не без влияния  образа скифского бога войны, которого замещал на вершине кургана меч. Но смысловой  ряд, связанный с грозным оружием, порожден авторским осмыслением темы рока, борьбы, неизбежной  зависимости  человека от современных вызовов  («Пленник», «Поединок», «Поцелуй амазонки», «Спящий клинок»).

Как показало время, прошедшее со дня вернисажа, выставка вызывает огромный интерес у зрителей  необычной тематикой, игрой с символикой меча, обращением художника с деревом. Посетителей выставки удивляет техника создания ювелирных украшений – народная традиционная резьба цепи из одного куска дерева в работах Касабиева усложнена малыми и миниатюрными размерами изделий (серьги, цепочка кулона), превращением ядра деревянного бруска в шар, свободно расположенный внутри серьги, кулона, ажурного выступа ножки бокала.

Образ «художника», многократно воспроизведенный в  набросках Касабиева,  составил графическое дополнение выставки и стал своеобразным напутствием для учащихся наших  специализированных школ, студий, отделений вузов, для всех, кто пробует себя в творчестве – только в постоянном труде и каждодневной  тренировки руки рождается  мастер.

Заместитель директора по научной работе, искусствовед Людмила Бязрова

Вернуться