Этюд В.И. Сурикова к картине «Посещение царевной женского монастыря». Из фондов музея

К 175-летию со дня рождения художника.

Среди особо ценных произведений в фондах нашего музея есть две работы Василия Ивановича Сурикова. Это портрет Е.И. Колосовой (1908 г.) и этюд к картине «Посещение царевной женского монастыря» (1912 г.), находящейся в Государственной Третьяковской галерее. Оба холста относятся к поздним творениям великого художника.

Этюд царевны, как и сама картина, появились в период создания Суриковым произведений на евангельские сюжеты: «Благовещение» (1914 г.), «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом (1888-1892). Правда, самые первые заказные композиции Сурикова были эскизы к росписям Московского собора Христа Спасителя, изображения четырех Вселенских Соборов.

Биографы Сурикова утверждают, что поворот художника к религиозной картине связан со смертью любимой жены в 1888 году. В его письмах этого периода действительно речь идет о «воле Божьей» и покорности ей, что «есть самое верное и лучшее утешение».

Но на рубеже XIX – XX столетий перед творческой интеллигенцией стояла проблема духовного совершенствования личности. В изобразительном искусстве она решалась обращением к сюжетам Священного писания. Н. Ге, И. Крамской, М. Нестеров и другие художники, каждый по-своему откликались в таких произведениях на современные события.

Так тема спасения души через искупление страданием трагическими нотами звучит и в суриковских «Стрельцах», и в «Меньшикове», и в «Боярыне Морозовой».

В начале ХХ века складывается новое понимание задач исторического жанра. Событийность, повествовательность теряют свое значение, все большее распространение получает историко-бытовая картина. В частности, в таком ключе (жанре) пишет свои картины А. Рябушкин, член Союза русских художников,  реставрируя среду, костюмы и обычаи русской культуры XVII века.

В картине Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» есть особенности, характерные для исторической живописи на новом этапе. Они заключены в камерности сюжета. По сути это сцена из жизни царской семьи XVII века.

Работая над исторической картиной, Суриков тщательно прорабатывал подготовительный материал: писал эскизы церковных интерьеров,  портретные этюды для каждого персонажа, продумывал как режиссер психологическую характеристику душевного состояния каждого из своих героев. Особенно тщательно Суриков работал над образом царевны. Наш этюд – один из многих, в котором почти сложился образ юной девушки в белом платье, с длинными косами, в девичьим венцом, украшающем ее голову. Отрешённая умиротворенность царевны, созерцающей красоту храма, жест правой руки, пальцы которой сложены для крестного знамения, отвлекают ее от монахинь, встречающих и по-разному воспринимающих девушку: с любопытством, умилением, сочувствием. Две из них, самые молодые, одна — с прикрытыми веками, другая — склонившаяся в низком поклоне,  типом своей красоты похожи на главную героиню, словно намекая на вероятность пострига девушки в ее недалеком  будущем.

Известно, что для героини Сурикову позировали две модели – внучка художника Наталья Кончаловская и Анастасия Добринская. В музейном этюде угадывается облик Натальи Кончаловской (на момент позирования ей было 9 лет), лицо которой отвечало типу женской красоты, сложившемуся в представлении сибиряка Сурикова: круглый овал, темные глаза и брови, маленький нос, пухлые губы. В законченной картине царевна преобразилась, на завершение образа в конечном итоге оказала влияние Анастасия Добринская своей внутренней сосредоточенностью, выражением тихой мечтательности и благоговения (Анастасия и сама собиралась по окончании гимназии уйти в монастырь).

Близость суриковской картины тенденциям конца XIX- начала ХХ века – в стремлении повысить ее эмоциональное звучание новыми качествами самой живописи, прежде всего, усилением декоративности в подходе к цветовому решению. Мощные аккорды четырех цветовых тонов – золото окладов икон, красный ковер, черные одежды монахинь и белое платье царевны – создают торжественную атмосферу обряда, в центре которого находится самый чистый и самый хрупкий персонаж картины.

В дополнение к нашему этюду «Царевны» следует добавить, что внучка Василия Ивановича Сурикова, Наталья, появившаяся на свет в браке дочери Сурикова Ольги и знаменитого художника, одного из создателей авангардного объединения начала ХХ столетия «Бубновый валет», Петра Кончаловского, вышла замуж за известнейшего поэта, автора текста Советского гимна, Сергея Михалкова. Супруги подарили России Андрея Кончаловского, взявшего фамилию матери  и Никиту Михалкова, носителя фамилии отца. Так что наш этюд, по сути – портрет девятилетней внучки Сурикова, будущей матери выдающихся кинематографистов.

***

За четыре года до «Царевны» Суриков написал небольшой  портрет Е.И. Колосовой. Неизвестно, кто скрыт за этой фамилией, но облик модели отвечает устойчивому вкусу художника: милое лицо девушки, все тот же округлый очерк лица, серые глаза и черные брови, маленький носик и естественная улыбка розовых губ, как отражение спокойных, безмятежных мыслей. Синее платье, украшенное вышитым воротничком, мягкие каштановые волосы, собранные под шляпку, которая букетом искусственных цветов завершает строгий и в меру нарядный костюм. Это любимый художником тип сибирячки, который проходит через все произведения художника, где только появляется образ женщины, дорог для автора, происхождение которого связано с сибирским казачеством, с этнической особенностью его земляков.

 

  Людмила Бязрова.

 

Вернуться