Ирбек Алборты. Иллюстрации к произведениям Коста Хетагурова
Для выполнения иллюстраций к произведениям конца 19 – начала 20 столетий следовало найти свою творческую формулу, стиль, понятный для читателей, живущих в современной эпохе. Ирбек обратился к экспрессивной манере штриховки, богатой тональными нюансами в сочетании с выразительным абрисом, обобщающим формы предметов, фигуры людей. Актуально творчеству Коста в иллюстрациях Ирбека проявилась и романтическая тенденция в прочтении художником сюжета, в создании художественного образа. Тема сиротства, как личного опыта поэта, соединенная с народной трагедией оставленности, отсутствия лидера, вождя, проходит через многие стихи Коста. В иллюстрациях Ирбека она воплощается, прежде всего, через образ самого поэта: в рисунке к стихотворению «Взгляни» («Ракæс») лицо поэта формируют складки гор, его слезы – слезы радости от встречи с родиной, превратившиеся в плач. Линия преобладает в стихотворении «В разлуке» («Æнæ хай»), где фигуры людей становятся прозрачными, растворяясь в глубине композиции, а Коста, приподнятый над условно-символическим изображением Осетии, подобен Святому.
Во многих рисунках Ирбека философское видение сюжета по своему строю оказывается сильнее социальных, бытовых нотаций автора стихов, Коста. Иное художественное решение, исполненное юмора, использующее гротеск — в сказке «Пастух и великан», притче, «Привычка». В этих иллюстрациях фон дополнен тонкими деталями, создающими почти декоративную вязь листвы, травы, мелких камней. Несомненно, серия рисунков Ирбека Алборты — важный вклад в программу просвещения нового поколения читателей Коста. Возможность новой интерпретации поэтических текстов поэта – свидетельство сложности, многогранности и глубины творчества великого основоположника осетинской литературы. *** В альбоме нет рисунков к стихотворениям, пронизанных личной историей поэта, биографическими связями с героями, которые духовно были близки Коста. Это не только лирическая составляющая творческой биографии поэта, но и иная жанровая структура, которая требует отдельного исследования, особого подхода и особого времени для вдохновения и работы художника.
Людмила Бязрова.