Ирбек Алборты. Иллюстрации к произведениям Коста Хетагурова

Ирбек Алборты в новом альбоме рисунков, посвященных поэзии Коста Хетагурова, предстал как мастер со своим ярко индивидуальным, вне рамок известных традиционных графических систем, собственным, глубоко личным художественным миром. Выбранная им техника рисунка графитным карандашом, востребована была особой интерпретацией всех известных стихотворений Коста, ранее проиллюстрированных несколькими поколениями художников (от Махарбека Туганова до Юрия Дзантиева, Эльбруса Цогоева). Читателю, вероятно, трудно представить себе изображение в технике карандашного рисунка таких сложных тем, таких, как «Додой», «Кубады», «Тревога» и других поэтических текстов, с их заострённой социально-психологической трактовкой. Мужественному автору рисунков, прошедшему через испытания одной из последних войн в качестве воина-добровольца было необходимо прочитать поэтические темы Коста в контексте истории Осетии новейшего времени, когда обострились проблемы свободы личности, чести и достоинства человека.

Для выполнения иллюстраций к произведениям конца 19 – начала 20 столетий следовало найти свою творческую формулу, стиль, понятный для читателей, живущих в современной эпохе. Ирбек обратился к экспрессивной манере штриховки, богатой тональными нюансами в сочетании с выразительным абрисом, обобщающим формы предметов, фигуры людей. Актуально творчеству Коста в иллюстрациях Ирбека проявилась и романтическая тенденция в прочтении художником сюжета, в создании художественного образа. Тема сиротства, как личного опыта поэта, соединенная с народной трагедией оставленности, отсутствия лидера, вождя, проходит через многие стихи Коста. В иллюстрациях Ирбека она воплощается, прежде всего, через образ самого поэта: в рисунке к стихотворению «Взгляни» («Ракæс») лицо поэта формируют складки гор, его слезы – слезы радости от встречи с родиной, превратившиеся в плач. Линия преобладает в стихотворении «В разлуке» («Æнæ хай»), где фигуры людей становятся прозрачными, растворяясь в глубине композиции, а Коста, приподнятый над условно-символическим изображением Осетии, подобен Святому.

По-разному выглядят горы, как само воплощение Родины в двух вариантах иллюстрации к самому известному творению Коста «Горе» («Додой»). Песня-призыв к объединению, надежда на духовного лидера, ставшая и народным плачем и призывным гимном. Сам поэт, как главный герой композиции, собственно и является таким идейным вождем. В первом, цветном рисунке Коста-мыслитель погружен в свои думы на фоне глубокой пещеры, куда движутся согбенные тени, а у ног связанного раба воет черный пес. Боль поэта и материализованные страдания народа символизирует кровавая струя, ниспадающая в ущелье, на краю обрыва которого — сияющий золотой ребенок как воплощение надежды. В черно-белом варианте рисунка, заполненного множеством деталей уходящей вдаль горной панорамы, Коста представлен молитвенником с руками, возведенными к небу и скорбным лицом страдальца. Воплощением проклятия бесчестным «судьям народным» стал рисунок камнепада, который обрушился на головы персонажей, пытающихся заслониться поднятыми вверх руками от увеличивающихся в масштабе по мере падения булыжников. Здесь, как и в нескольких других композициях, прием повторения одной фигуры множество раз, подчеркивает типичность персонажей, их имперсональность в мистерии бытия. В иллюстрации к строкам «цепью железной нам тело сковали…», также, почти механически, методом «клонирования» образа связанного мужчины, визуализируется идея подавленности, смирения, уничижения человека, но на первый план выведены мальчик с прижатыми к груди руками и согнувшийся над ним старец. Они отличаются от «клонированных» героев индивидуальной выразительной пластикой движения и воплощают отстраненность автора, его сочувствие страданиям народа.
Карандашные штрихи создают напряженно-пластическую пространственную среду, драматичность которой обусловлена сюжетами («Мать сирот», «Фатима»). Независимая яркая индивидуальность героев, создается специфическим языком рисунка, авторской интерпретацией художественного содержания и поэтического строя стихотворения, поэмы. Особенно выразительны образы в иллюстрации к «Поединку» («Адат»), воздействующие на зрителя-читателя мощным нервным ритмом напряженно вибрирующих штрихов, сложной растяжкой тональности, структуры и напряженности линий. Экспрессия графического жеста (слова) в карандашных рисунках Ирбека Алборты, смягчается обобщающей плавной линией, направляющей движение фигур, формирующей эмоциональную реакцию героя на событие: например, осторожно-любопытная устремлённость ребенка к пропасти в «Додой», горестно-молитвенно соединенные тонкие пальцы мальчика в композиции со связанными «рабами»…

Во многих рисунках Ирбека философское видение сюжета по своему строю оказывается сильнее социальных, бытовых нотаций автора стихов, Коста. Иное художественное решение, исполненное юмора, использующее гротеск — в сказке «Пастух и великан», притче, «Привычка». В этих иллюстрациях фон дополнен тонкими деталями, создающими почти декоративную вязь листвы, травы, мелких камней. Несомненно, серия рисунков Ирбека Алборты — важный вклад в программу просвещения нового поколения читателей Коста. Возможность новой интерпретации поэтических текстов поэта – свидетельство сложности, многогранности и глубины творчества великого основоположника осетинской литературы. *** В альбоме нет рисунков к стихотворениям, пронизанных личной историей поэта, биографическими связями с героями, которые духовно были близки Коста. Это не только лирическая составляющая творческой биографии поэта, но и иная жанровая структура, которая требует отдельного исследования, особого подхода и особого времени для вдохновения и работы художника.

 

Людмила Бязрова.

Вернуться