Из забытых имен: Дмитрий Цаплин

Цаплина называли «талант-самородок», «гениальный русский мужик с берегов Волги», «один из самых вдохновенных скульпторов, работающий с исключительным мастерством и мощью». Современники сравнивали его манеру работы с великим Микеланджело и с не менее великим Роденом.

Выходец из  крестьянской семьи в российской провинциальной глубинке, Цаплин добился необычайных высот, добравшись до Парижа и произведя там фурор  необыкновенными монументальными скульптурами.  И самое поразительное — скульптор был самоучкой.

Дмитрий Цаплин поступил в Высшие художественные свободные мастерские  (г. Саратов) во взрослом возрасте, с устоявшимся мировоззрением и особым отношением к изобразительному искусству. К моменту поступления он прошел две войны, самостоятельно обрел навыки ваятеля, вырезая из камня портреты сослуживцев, чувствуя материал так, как многие не смогли бы никогда. Строгая академическая муштра, повторение греческих фресок, кубов, конусов, цилиндров — эти основы академической школы казались ему бессмысленными. Учебу Цаплин вскоре бросил, продолжив работать самостоятельно: снял мастерскую, добывал материалы на берегу реки, тащил их через весь город на собственных плечах, не всегда имея средства нанять извозчиков, и работал без выходных и отдыха, порой ночуя в собственной мастерской.

Неудивительно, что эта поразительная работоспособность принесла  плоды: сначала Цаплин провел персональную выставку в Саратове (1924 г.), затем — в Москве (1927 г.), а сразу после был откомандирован Советским правительством за границу. Франция: дружба с Пикассо, Деспио, Цадкиным, Орловой, Шаляпиным,  и, наконец, триумф — персональная выставка в Париже (1930 г.). Испания: множество новых скульптур и новых знакомств, все больше упоминаний в прессе, новая выставка в Барселоне (1933 г.), следом еще одна  в Мадриде (1934 г.), и в тот же год — новая, в Валенсии. После 50 скульптур вместе с создателем отправились в Англию (1935 г.) —  и снова успех. За годы  странствий Цаплин продал не более пяти работ: и те только ввиду острого стеснения в средствах. Всё свое творчество художник стремился вернуть на Родину,  в СССР.

Печально, что в Союзе великолепные произведения, получившие мировое признание, оказались не востребованы — приоритеты были теперь другие. После возвращения домой Дмитрий Филиппович не смог провести ни единой персональной выставки, но при этом продолжал активно работать. По приезду в СССР у него начался новый этап в творчестве: Цаплин увлекся портретным жанром, создав множество скульптур, изображающих известные личности.

В собрании Тугановского музея находятся четыре работы, выполненные Д.Ф. Цаплиным в конце 1940-х гг.: «Портрет Героя Советского Союза И.П. Мазурука», «Портрет героя Социалистического Труда М.Н. Каллагова», «Портрет Героя Социалистического Труда Т.И. Барышева», и «Портрет дважды Героя Советского Союза Супруна».

Все они демонстрируются на выставке в художественном музее.

Текст: Алина Бидеева

Вернуться