К 100-летию со дня рождения Николая Васильевича Жукова (1924-1991)

24 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Васильевича Жукова, бывшего на протяжении многих лет директором и реформатором художественной школы, сыгравшего важнейшую роль в разработке и введении новаторской учебной программы.

Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств СО АССР Николай Васильевич Жуков родился в Симферополе, с 1939 по 1941 годы учился в Симферопольском художественном училище. Участвовал в Великой Отечественной войне, о том, как воевал, говорят полученные им награды: орден Отечественной войны I степени и орден Славы III степени. Художественное образование завершил в 1947 году в Сталинирском (Цхинвальском) художественном училище, где произошла его встреча с Махарбеком Тугановым, оказавшим большое влияние на молодого художника своей эрудицией, многовекторной деятельностью, особым отеческим отношением к своим воспитанникам.
В 1948 году Николай Васильевич переехал в Северную Осетию, с 1949 года стал преподавателем Детской художественной школы, а с 1956 года – ее директором. Николай Васильевич утверждал, что художественная школа возникла на основе студии, которую создал и опекал Махарбек Туганов. И на самом деле сохранились документы, подписанные заведующим отделом Народного образования Б. Алборовым, в которых М. Туганов, с июня 1920 года был назначен сначала руководителем художественной студии, затем ее инструктором. Именно эта студия была реорганизована в детскую художественную школу указом Совета Народных Комиссаров СО АССР от 17 декабря 1940 года. Николай Васильевич к Туганову питал глубокое уважение и ценил его как самобытного художника и духовного наставника.

Помимо работы в школе, Жуков активно участвовал в художественной жизни Автономной республики, да и шире — Советского государства. В 1958 году он вступил в Союз художников и с этого года стал участником не только республиканских, но и Всероссийской (1958), и Декадной (1960) выставок в Москве. В 1972 году он стал членом Правления Союза художников СО АССР, а с 1974 – его председателем. С 1970 по 1973 годы Жуков – член эстетической комиссии СХ СССР, РСФСР. В 1966 году – член жюри международных выставок детского рисунка в СССР.

Но все эти почетные должности Николая Васильевича связаны были не столько с его творчеством, сколько с педагогической деятельностью, так как именно на этом поприще он участвовал в прорыве, переустройстве системы художественного образования. Следует уточнить, что особый интерес к творчеству детей возник на рубеже XIX-XX столетий, как в России, так и за рубежом, и был связан с поисками профессиональными художниками новых выразительных средств. В 1960- 1970-х годах ХХ века к исследованию детского творчества обращаются психологи, искусствоведы, педагоги, которые обстоятельно изучают проблемы психофизиологической природы, возрастных особенностей, педагогических возможностей развития детского художественного творчества, в частности рисования. В итоге вырабатывается понимание того, что в дошкольном и начальном школьном возрасте, вплоть до старшего подросткового возраста, нельзя применять методы академического, взрослого обучения, что было принято вплоть до 60-х годов ХХ века.

Уже в 1970-е годы в России и отдельных республиках Советского Союза появились проекты нового подхода к дошкольному и школьному образованию на занятиях по изобразительному искусству. В авангарде этого направления были программы Б.М. Неменского и его группы учителей-единомышленников. Но Николай Васильевич имел свое, очень четкое представление о ступенях художественного развития ученика, стремился решить проблему перехода от младшего возраста к подростковому таким образом, чтобы учащийся, не утратив тонкость и радость восприятия мира, мог соединить чувственное видение с умением его анализировать. Жуков собирает в школе молодых энтузиастов, которые участвуют в разработке авторских программ. Причем, не только для утвержденных предметов по ИЗО, но и для вводимого впервые «Декоративно-прикладного искусства».

Для этого предмета в Детской художественной школе Владикавказа предусматривается возрождение технических приемов национальных ремесел, изучение тематики нартовского эпоса и фольклора. На уроках композиции преподаватели смело подключают актуальные для 60-х годов техники линогравюры, граттажа, монотипии, которые интересны не только для учеников старших групп, но и детей первого года обучения (в художественную школу принимали детей с 4-го класса средней школы). Станислав Григорьевич Акопов был энтузиастом гравюры и технику работы с линолеумом для высокой печати вводил даже в младших группах. Он подсказал, как можно сделать резцы для линолеума из спиц от зонта (что и было выполнено моим отцом). Валентина Михайловна Зима, Татьяна Сергеевна Айларова, Ольга Георгиевна Малтызова с азартом первооткрывателей работая над программой «Декоративно-прикладное искусство», вводили задания по аппликации, работе с глиной и глазурями, занимались на уроках ткачеством. В результате всех новшеств и правильного подхода к работе с учащимися разных возрастных групп, работы учащихся школы стали желанными экспонатами на выставках детского рисунка всех уровней: от местных, городских и республиканских — до международных. Закономерно, что наша художественная школа в 1970-годы стала базовой, экспериментальной для Юга России. Мне и моим одноклассникам не повезло учиться в период экспериментов, хотя участниками выставок детского творчества всем удалось побывать. В одной из экспозиций 1965 года, разместившейся в залах Северо-Осетинского художественного музея, на главной стене «парадного» зала висела самая большая работа с изображением Первомайской демонстрации, которую цветной гуашью выполнило трио юных художников, в их числе была и автор статьи. Для всех нас художественная школа являлась безусловной альтернативой средней общеобразовательной.

В «художке» царила совершенно особая атмосфера: дух равенства (в том числе и в отношении учащихся с педагогами — с ними можно было говорить обо всем), дух свободы — в выборе темы, самостоятельного предложения композиции, точки зрения на событие, которые обсуждались с учителем, но предлагал свое видение – ученик). Несмотря на то, что состав учебной группы менялся каждый год, так как зависел от первой или второй смены обучения в средней школе, все мои друзья, с которыми я была связана по жизни – это выпускники художественной школы. С Александром Осокиным мы вместе учились последний учебный год (он – первый и последний). С Тамарой Кудрявцевой познакомились после окончания ДХШ, вместе готовили программу для поступления в Репинский институт Академии художеств и в дальнейшем не расставались до ее ранней смерти. С Наташами Шпилевой-Осокиной, Королевой, подружились, когда они пришли в ДХШ преподавателями. Идею стать искусствоведом подсказал мне одноклассник, с которым мы также пересеклись в выпускном классе – Гена Росс, когда с аттестатами выпускников школы мы вышли после прощального мероприятия на Нальчикскую улицу, где на тот момент находилась наша «художка». Ну а Николай Васильевич был рядом всегда: когда разбирая принесенные из дома эскизы, подсказывал, что сюжет с крышами, голубями и с бельем на веревках годится для линогравюры, а последняя выпускная композиция с Владикавказским двориком, в центре которого были дерево, водопроводный кран и девочка, под сильной струей воды моющая ноги – тема для монотипии. Нам не только разрешали обращаться к разным художественным материалам для выполнения композиций, но еще и прививали особое удовольствие, радость работы с красками, бумагой, тушью, скребками (для техники граттажа). И еще нам разрешалось присутствовать при обсуждении школьных работ – это действительно смелое решение, оправдать которое могла лишь спокойная уверенность директора в своей педагогической правоте и умении дипломатично разрешить все спорные вопросы. Например, молодой преподаватель на просмотре выпускных работ высказался против отличной оценки моего «Дворика», так как «это не композиция, а пейзаж». Но Жуков объяснил, что пейзаж это тоже композиция и как жанр он имеет право быть выпускной работой, если завершен и сложился по настроению, если фигурка человека является смысловым центром. С чем и вынужден был согласиться молодой человек, а я окончила художественную школу с отличными оценками.

Бывало, что от директора нам доставались порицания, например, за пропуски, но, удивительное дело, они воспринимались даже с какой-то радостью – о нас переживают, к нашему отсутствию отнеслись неравнодушно! Николай Васильевич обладал замечательным чувством юмора, хорошей памятью и мастерством рассказчика. Запомнилась одна из его историй о том, как прекрасное знание современной литературы, любовь к поэзии Маяковского помогли ему перевоспитать одного из приятелей, отрицавшего достоинства поэта. Николай Васильевич рассказывал, что он постоянно к месту, к ситуации цитировал ему строки стихов Маяковского и добился того, что противник поэта признал его гениальность. Помню его рассказ о том, как принимали спектакль в русском драматическом театре: детали процедуры и характер реакции чиновника МК могли бы стать находкой для профессионального сатирика. И также хорошо помню наше с ним полное несогласие в вопросе о значении опер Модеста Мусоргского для истории музыкальной культуры ХХ столетия (я – за, он –против). Последний совет, данный мне Жуковым, был связан с моей профессиональной работой. Когда мне, молодому сотруднику музея, предложили перейти на работу в Министерство культуры, он не одобрил этого соблазна, объяснив разницу в деятельности чиновника и творческой работе искусствоведа музея. Я никогда не пожалела, что приняла к сведению его совет.

Николай Васильевич считал, что детская специализированная школа является основой не только для подготовки будущих художников — эстетическое развитие всех учащихся, привитие им любви к прекрасному, к природе, помогает состояться человеку в любой профессии. Он любил приводить в качестве примера знакомых медиков, которые оказывались знатоками и большими любителями искусства. На самом деле, велико значение школы и ее влияние на процесс художественного образования в Республике. Сегодня мы не удивляемся замечательному результату в работе преподавателей художественных школ Осетии: талантливые дети находят равную поддержку в развитии своих способностей в Моздокской, Алагирской, Бесланской художественных школах, во Владикавказском лицее искусств, в селении Октябрьское. Это потому, что там либо преподают бывшие ученики и участники создания новых экспериментальных программ «жуковской» школы, либо уже ученики этих педагогов. Удивительному взлету осетинской живописи конца 70-х гг. ХХ века, которая занимала главные, выигрышные места в экспозициях современного искусства, способствовало ведь и качество начального художественного образования в Осетии.

Заслугой Николая Васильевича является и создание в 1980-е годы при Владикавказской детской художественной школе Международного музея детского рисунка. Именно под этот уникальный музей было предоставлено здание бывшей «Пушкинской школы» на проспекте Коста посреди уютного маленького сквера — место последнего переезда растущего из года в год учебного заведения. Сегодня город ожидает завершения затянувшегося строительства дополнительного здания в пределах очерченной для школы территории. А дети ожидают новых мест в любимой школе, которая сегодня носит имя осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева (по предложению Николая Васильевича Жукова).

Людмила Бязрова.
Вернуться