Н.В. Гоголь и А.А. Иванов К 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя (1809-1852)
Другие предметы из фондов музея, связанные с жизнью и творчеством Гоголя, — его литографический портрет, выполненный неизвестным автором на основе двух портретов, написанных с натуры Александром Ивановым и, как это не странно, репродукционные гравюры с картины «Явление Христа народу». Чтобы понять, насколько серьезна и глубока связь Гоголя с творчеством Иванова, нужно обратиться к его текстам. Во-первых, необходимо вспомнить повесть «Портрет». В основе повести — история деградации и гибели художника Чарткова. По-сути, в повести Гоголь знакомит читателя с тремя направлениями в современной ему живописи, оценивая каждое через психологическое, нравственное и художественное воздействия на зрителя.
Первый портрет, ставший причиной и основой всего сюжета, поразил Чарткова своим натурализмом, с помощью которого автор не только передал особый «восточный» характер модели, но и впечатление живого взгляда глаз персонажа, которые не отпускали внимание зрителя, создавая ощущение подавляющей, мистической зависимости.
Второй тип изображения – идеализация портретируемого, приведение к определенному шаблону в позе, жесте, выражению лица, использованию условного колорита, фона и даже атрибутов с банальной символикой. Такие портреты пользовались успехом у заказчиков, а герою повести Чарткову принесли скорую известность в определенных кругах общества и финансовый достаток, но и попутно утрату природного таланта.
К сожалению, Гоголь не дождался завершения картины и не увидел ее на выставке в Академии художеств. Он умер в 1852 году. В 1858 году Иванов представил в стенах Академии помимо самой картины несколько сотен этюдов к ней, в том числе и созданных в русле актуальных проблем пленэра. За полтора месяца до смерти. Если бы Иванов привез из Италии только этюды, он все равно занял бы особое место в истории русской живописи.
Интересно, как сегодня оценивается картина Иванова. В энциклопедическом словаре живописи под редакцией директора музея Лувра Мишеля Лаклотта и главного хранителя отдела живописи музея Лувра Жан-Пьера Кюзена в статье, посвященной творчеству Александра Андреевича Иванова дается следующая характеристика: «Явление Христа народу» является одним из величайших произведений европейской живописи Х1Х века. За обманчивой академической композицией этого громадного полотна, стоит тема смысла жизни. Цвет и «пленэризм» картины – изумительны для своей эпохи. Некоторые из его полотен по простоте форм и блеску колорита напоминают фовистские работы Дерена, созданные спустя полвека… Иванов – один из первых «независимых» художников в истории живописи». Добавим – а Николай Васильевич Гоголь – один из первых оценивших гениальность художника.
Л.В.Бязрова