Н.В. Гоголь и А.А. Иванов К 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя (1809-1852)

В этом году отмечается не самая «круглая» юбилейная дата со дня рождения великого русского писателя, украинца по происхождению. Но Николай Васильевич Гоголь настолько ныне актуален, настолько в этом гении скреплены обе части славянского этноса, что его литература, статьи, письма должны были бы стать стержнем, мощным противодействием всякому национализму, тем более переходящему в животный, ничем не объяснимый фашизм. Но, видимо, именно его исключение из школьных программ, или какой-то специфический перевод на украинскую мову, да и вообще, возможно, запрет на Украине русских текстов, причем много лет назад, стало одной из причин превращения целого народа во врага собственной истории, своей идентичности, своей культуры. Отчасти, и поэтому так интересен сегодня для нас Гоголь. Не только жанровым богатством его литературного наследия, его свежим, своеобразным языком (богатейшим лексиконом, состоящим из русских и малороссийских слов), на котором созданы и первые образцы произведений в стиле славянского хоррора, и хлесткая, ни с чем не сравнимая сатира и, вместе с тем, тексты, открывшие в сердце писателя столько любви к собственному народу, своим собратьям по искусству.
Одним из таких современников Гоголя был Александр Андреевич Иванов, великий русский живописец. Гоголь познакомился с ним в 1838 году в Италии, где Иванов, будучи пенсионером Академии художеств, работал над созданием грандиозного полотна «Явление Христа народу». Есть мнение, что жанровые композиции Иванов стал создавать под влиянием Гоголя. В 1841 году в Риме Александр Андреевич написал портрет своего друга, а затем выполнил его реплику по просьбе Гоголя. Это лучшее изображение писателя, в лице которого мы читаем живое, заинтересованное участие к художнику, работающему над образом друга. Только доверительные, чуткие взаимоотношения между автором и моделью позволяют последней раскрыться так естественно и глубоко.
В собрании нашего музея есть четыре произведения, связанных с Гоголем. Первое – картина Алексея Даниловича Кившенко (1851-1895) «Черевички» (1883). Художник более известен как исторический живописец, близкий к передвижникам. Самая знаменитая его картина – классика жанра – «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880, ГРМ).
«Черевички» — это буквальная иллюстрация к повести «Ночь перед Рождеством». Заключительная и победная сцена фантастического приключения кузнеца Вакулы, который пришел свататься к отцу своей возлюбленной Оксаны с подарками: парой драгоценных туфель от императрицы Екатерины Великой для вздорной красавицы и с роскошным кушаком, барашковой шапкой для будущего тестя. Здесь все дотошно воспроизведено: полутемное пространство хаты, освещенное зимним утренним солнцем, ряд икон над столом. Слева сидящий без сил после ряда злоключений «козак» Чуб, уставившийся с удивлением на дорогое подношение. В центре — только что вошедшая с улицы Оксана с мешком даров, полученных за пение колядок, изумленная и радостная, ведь она почти поверила в гибель Вакулы. Поэтому не черевички привлекают ее взгляд, а преданный жених. А тот, склонив голову перед Чубом, словно ему не разогнуться в низком пространстве хаты, указывает на дары. Сегодня очень странно выглядит такая приземленная трактовка текста, сотканного из невероятных фантазий, кромешной тьмы ночи и обжигающего света небесных тел, проделок черта, ведьмы, бесстрашной дерзости кузнеца. Собственно в этом и есть различие между фантазией художника слова и привязанностью к быту, вещному миру художника-реалиста.

Другие предметы из фондов музея, связанные с жизнью и творчеством Гоголя, — его литографический портрет, выполненный неизвестным автором на основе двух портретов, написанных с натуры Александром Ивановым и, как это не странно, репродукционные гравюры с картины «Явление Христа народу». Чтобы понять, насколько серьезна и глубока связь Гоголя с творчеством Иванова, нужно обратиться к его текстам. Во-первых, необходимо вспомнить повесть «Портрет». В основе повести — история деградации и гибели художника Чарткова. По-сути, в повести Гоголь знакомит читателя с тремя направлениями в современной ему живописи, оценивая каждое через психологическое, нравственное и художественное воздействия на зрителя.

Первый портрет, ставший причиной и основой всего сюжета, поразил Чарткова своим натурализмом, с помощью которого автор не только передал особый «восточный» характер модели, но и впечатление живого взгляда глаз персонажа, которые не отпускали внимание зрителя, создавая ощущение подавляющей, мистической зависимости.

Второй тип изображения – идеализация портретируемого, приведение к определенному шаблону в позе, жесте, выражению лица, использованию условного колорита, фона и даже атрибутов с банальной символикой. Такие портреты пользовались успехом у заказчиков, а герою повести Чарткову принесли скорую известность в определенных кругах общества и финансовый достаток, но и попутно утрату природного таланта.

Самое значимое направление в искусстве первой трети 19 века – романтизм, задачей которого в портрете, в пейзаже было не только воссоздание точного облика данного человека, пейзажного мотива, но и передача настроения, духовного созвучия героя с природой. Его представляет в кульминации повести картина некоего мастера, работавшего над совершенством своего мастерства в Италии и представленная для отчета на выставке в Академии. Как отшельник, погруженный в свой труд, он «всем пренебрегал он, все отдал искусству». «Видно было, как все извлеченное из внешнего мира художник заключал сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремлял его одной согласной, торжествующей песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы».
Прообраз художника, которому позавидовал Чартков, конечно Александр Иванов. Именно он потратил 20 лет на создание своей главной картины «Явление Христа народу». А повесть «Портрет», начатая в Петербурге в 1834 году, завершена была в Италии, в 1842 — последнем году пребывания Гоголя здесь. Очевидно сильное воздействие личности Александра Иванова на идеальный образ художника-творца. Герой повести художник Чартков – полная противоположность Иванову. Наделенный от природы талантом, мечтающий стать художником, обладающим своим стилем, в трудах и лишениях заслужить признание, известность, Чартков соблазнился более легким способом стать модным и богатым портретистом. Пойти на поводу у заказчика, подыграть его вкусу, его желанию выглядеть гораздо привлекательнее, значительнее, чем в жизни – этот метод работы беспроигрышный для карьеры салонного живописца. История художника, променявшего свой природный дар на популярность и славу «модного» портретиста была бы достаточно банальна. Но в ней присутствует инфернальный сюжет, связанный с портретом, в котором была заключена душа ростовщика, проданная им дьяволу. Чартков, приобретая этот портрет, был обречен на материальный успех и одновременно на зависть к истинному таланту, которая привела его к гибели. Гоголь, как глубоко верующий, не представлял себе преступление человека без попадания его под власть демона, темной силы. Среди его героев только чистый душой и служащий Богу кузнец Вакула смог сам подчинить себе черта, заставив его служить себе. Но и он принес покаяние, выполнив в качестве епитимьи роспись стен церкви. Гоголь не мог не оценить «беспримерной самоотверженности» Александра Иванова.
Судьбы Иванова и Гоголя оказались во многом схожими. Оба посвятили себя созданию грандиозных произведений (Гоголь в Италии работал над пьесами, повестями, писал «Мертвые души»), оба познали в полной мере нужду. Более беспомощному в житейских делах Иванову помогал Гоголь: хлопотал перед академическим начальством и петербургскими властями о назначении художнику денежной помощи, отстаивая его право закончить начатую картину «Явление Христа народу». Убедившись в бесплодности своих хлопот, Гоголь выступил в печати со статьей, в которой рассказал о значении великого творения художника, его подвижническом образе жизни. Статья получила широкий отклик, и правительству пришлось оказать помощь художнику.

К сожалению, Гоголь не дождался завершения картины и не увидел ее на выставке в Академии художеств. Он умер в 1852 году. В 1858 году Иванов представил в стенах Академии помимо самой картины несколько сотен этюдов к ней, в том числе и созданных в русле актуальных проблем пленэра. За полтора месяца до смерти. Если бы Иванов привез из Италии только этюды, он все равно занял бы особое место в истории русской живописи.

Интересно, как сегодня оценивается картина Иванова. В энциклопедическом словаре живописи под редакцией директора музея Лувра Мишеля Лаклотта и главного хранителя отдела живописи музея Лувра Жан-Пьера Кюзена в статье, посвященной творчеству Александра Андреевича Иванова дается следующая характеристика: «Явление Христа народу» является одним из величайших произведений европейской живописи Х1Х века. За обманчивой академической композицией этого громадного полотна, стоит тема смысла жизни. Цвет и «пленэризм» картины – изумительны для своей эпохи. Некоторые из его полотен по простоте форм и блеску колорита напоминают фовистские работы Дерена, созданные спустя полвека… Иванов – один из первых «независимых» художников в истории живописи». Добавим – а Николай Васильевич Гоголь – один из первых оценивших гениальность художника.

 

Л.В.Бязрова

Вернуться