Почти детективная интрига, разгаданная через 85 лет
В 1939 году созданный во Владикавказе новый художественный музей стал пополняться произведениями, присылаемыми из крупнейших музеев России через специально созданный Госфонд. Можно представить себе с какой опаской и неохотой отбирали из своих коллекций вещи сотрудники Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея для неизвестной организации, не обеспеченной ни зданием, ни хранилищами. Жертвовали дубли предметов, картинами неизвестных художников, гравюрами, которые существовали в нескольких оттисках. Но, тем не менее, в коллекции новорожденного музея появлялись жемчужины, вроде женского портрета кисти Ореста Кипренского, скульптур Владимира Беклемишева и Евгения Лансере, рисунка «Жертвоприношение» Николая Рериха, акварелей Александра Бенуа и других произведений, ставших основой отдела русского искусства.
Появились и произведения, авторы которых были неизвестны или ошибочно определены. Особенно загадочной и непонятной по своему сюжету оказалась для сотрудников Владикавказского музея литография, которая поступила в 1939 году под названием «Библейская сцена», а автором ее был назван некий Ю. Терпугов, чья фамилия размашисто была написана на обороте картона, закрывавшего тыльную сторону листа с изображением. Необыкновенно красивый рисунок, выполненный в классическом стиле начала конца 18-начала 19 столетий в технике литографии, мог принадлежать только профессионалу, художнику, прошедшему академическую школу. Именно в апреле этого юбилейного года мы решили наконец выяснить тайну литографии. Выяснилось, что поля оттиска листа варварски обрезаны. На них под изображением автор гравюры всегда оставлял свое имя и название композиции, а также и первоисточник, например живописной картины, если рисунок представлял собой копию. В нашей истории рисунок подогнали под витиеватую металлическую рамку, которая по стилю и размерам не подходила для литографии. С точки зрения коллекционной ценности листу был нанесен непоправимый урон. Пришлось начать с сюжета: что за странная погребальная процессия изображена? К библейским текстам «Ветхого Завета» ее невозможно отнести, здесь явно присутствие христианского обряда.
На помощь пришли закрома интернета и умение нашей молодой научной сотрудницы Алины Бидеевой находить аналоги изображения. Выяснилось, что это сцена из повести Франсуа Рене де Шатобриана «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне», написанная основоположником романтизма в 1801 году. Тема смерти и погребения Аталы волновала многих художников, но необходимо было обнаружить именно первоисточник нашей литографии.Наша коллега, постоянный помощник в вопросах атрибуции и выставочной работы –Юлия Рождественская, кандидат искусствоведения и научный сотрудник ГРМ — помогла найти автора картины –французского живописца Пьера-Клода Готеро (765/1769 -1825) и создателя репродукционной литографии с работы Готеро – французского гравера Этьена Фредерика Линьона ( 1779-1833) . А научный сотрудник Государственного Эрмитажа, специалист в области зарубежной графики, хранитель итальянской гравюры Василий Успенский обнаружил в Эрмитажной коллекции два листа Линьона с той же доски, что и наша работа. Гравюры подписаны, имеют название и конечно дают представление о первоначальных размерах нашего экземпляра.Выражаем благодарность Юлии Вадимовне Рождественской и Василию Михайловичу Успенскому за помощь в атрибуции нашей литографии. Для наших зрителей мы подготовили рассказ об удивительной композиции «Погребения Аталы» ее деталях, атрибутах и символике, а также месте картины и графической иллюстрации в программе романтизма как стиля. Кроме того на лекции в следующую пятницу мы коснемся и других тайн, открытий и некоторых криминальных сюжетов, связанных с нашим собранием.