Профессия – кузнец

Сегодня мы не можем сказать точно, когда именно появилось кузнечное ремесло. Но нет сомнений в том, что оно считается древнейшим. Искусство кузнеца было магическим, отчасти,  благодаря его власти над огнем и металлом. В древних культурах его представители – боги: у славян бог-громовержец Перун, который ковал молнии, а громом считался стук его молота по наковальне, в Древней Греции — бог Гефест, который был прекрасным мастером своего дела и изготовлял молнии для Зевса.

В осетинской мифологии среди небожителей тоже есть бог – покровитель кузнецов – Курдалагон. Он владыка кузнечного дела, первый и самый искусный  кузнец, который ковал для нартов доспехи и снаряжения, изготовил для них соху для весенней вспашки земли. Нарты уважали и почитали его так же, как и наши предки. На любом сельском празднике поднимали персональный тост за Курдалагона, чтобы не обрушился его гнев на людей. Мастера кузнечного дела тоже были в почете среди сельских жителей и имели свои привилегии. Например, им в обязательном порядке с каждого праздника преподносили подарки, а с каждых поминок выделяли свою долю и т.д. Сами же кузнецы ежегодно совершали жертвоприношение своему богу – резали барана.

Раньше кузнец был «частью» производства, был востребован для изготовления домашней утвари, сельскохозяйственных предметов, военных доспехов и снаряжений, а в наши дни — это ремесло направлено в основном на художественную ковку и металлопластику.

Это оформление интерьеров, фасадов домов, изготовление уникальных ворот и заборов, кованых перил. И в настоящее время кузнецы больше занимаются именно этим.

В Осетии было немало известных мастеров кузнечного дела, а сейчас эта профессия почти забыта.  Работа кузнеца сложна и трудоемка и не каждый в 21 веке будет стучать по наковальне и раздувать меха в горне. Но, к счастью, есть у нас еще мастера-энтузиасты, которые поддерживают это отмирающее ремесло. Их можно пересчитать по пальцам.  И один из них – Марклен Цориев.

Профессия – кузнец

30 июня 2022, 02:40

 

Сегодня мы не можем сказать точно, когда именно появилось кузнечное ремесло. Но нет сомнений в том, что оно считается древнейшим. Искусство кузнеца было магическим, отчасти,  благодаря его власти над огнем и металлом. В древних культурах его представители – боги: у славян бог-громовержец Перун, который ковал молнии, а громом считался стук его молота по наковальне, в Древней Греции — бог Гефест, который был прекрасным мастером своего дела и изготовлял молнии для Зевса.

В осетинской мифологии среди небожителей тоже есть бог – покровитель кузнецов – Курдалагон. Он владыка кузнечного дела, первый и самый искусный  кузнец, который ковал для нартов доспехи и снаряжения, изготовил для них соху для весенней вспашки земли. Нарты уважали и почитали его так же, как и наши предки. На любом сельском празднике поднимали персональный тост за Курдалагона, чтобы не обрушился его гнев на людей. Мастера кузнечного дела тоже были в почете среди сельских жителей и имели свои привилегии. Например, им в обязательном порядке с каждого праздника преподносили подарки, а с каждых поминок выделяли свою долю и т.д. Сами же кузнецы ежегодно совершали жертвоприношение своему богу – резали барана.

Раньше кузнец был «частью» производства, был востребован для изготовления домашней утвари, сельскохозяйственных предметов, военных доспехов и снаряжений, а в наши дни — это ремесло направлено в основном на художественную ковку и металлопластику.

Это оформление интерьеров, фасадов домов, изготовление уникальных ворот и заборов, кованых перил. И в настоящее время кузнецы больше занимаются именно этим.

В Осетии было немало известных мастеров кузнечного дела, а сейчас эта профессия почти забыта.  Работа кузнеца сложна и трудоемка и не каждый в 21 веке будет стучать по наковальне и раздувать меха в горне. Но, к счастью, есть у нас еще мастера-энтузиасты, которые поддерживают это отмирающее ремесло. Их можно пересчитать по пальцам.  И один из них – Марклен Цориев.

Чтобы прийти к тому, чем он сейчас занимается, потребовались годы. Он выбрал профессию кузнеца, не зная еще о том, что это ремесло принесет ему удовлетворение, уверенность в своих силах и даже развитие как личности.

После школы парня потянуло в спорт.  Поначалу это была организация спортзалов как на родине, так и в Европе. Затем, освоив профессию массажиста и мануальщика, Марклен семь лет проработал в одной из московских поликлиник. Там же, в Москве, Цориев увлекся парусной яхтой, которую он и его друзья смастерили сами и, даже выходили на Онежское озеро. Но, по его словам, море его не «зацепило» — «я просто его не чувствую». И тогда встал вопрос – или яхта, или кузня.  Марклен выбрал последнее и не ошибся.

Тогда же случай свел его с московским кузнецом-профессионалом Павлом Стасенковым и, придя к нему в кузню, решил попробовать себя в этом ремесле. «Я не был учеником, мне сказали надо сделать розы. Бери молоток и иди к кузнецам».

И как ни странно все стало получаться. Наверное, было большое желание и стремление создать что-то своими руками, поработать не с живым телом, а с железным и доказать самому себе, что все это не зря.  Быть может, проснулось в нем детское увлечение рисованием и лепкой, а может дали о себе знать общие гены с плеядой наших известных скульпторов Сосланбека Тавасиева, братьев Руслана и Вячеслава Тавасиевых. (мать Марклена –ТавасиеваЛ.).                                                                                                                 Работы этого мастера нельзя увидеть ни в музеях, ни в выставочных залах.  Но то, что делает Цориев, по праву можно назвать музейными экспонатами.

Кузнечная работа — это традиционно мужское ремесло и требует особых навыков. Здесь необходима исключительная точность и исключительные навыки и, конечно же, физическая сила. И Марклен обладает такой силой, она позволяет ему правильно выполнить свою задачу, воплотить свои идеи.

Год за годом росло мастерство благодаря упорству и стремлению добиться чего-то самостоятельно. Поначалу на его наковальне рождались подсвечники, мелкие изделия, вешалки, различные сувенирные предметы.

Тогда, по словам Марклена, ему казалось, что он «делает творческие вещи».  В практике «общения с металлом» приобретенные в работе навыки постепенно помогали появлению «своего», неповторимого стиля.     Его по праву можно назвать мастером с неиссякаемыми идеями, а ведь идеи эти появляются благодаря родной природе и земле, на которой он родился и живет, постоянному самообразованию, общению с друзьями и коллегами «по цеху» о новых задумках и планах.

Марклен прекрасный собеседник и рассказчик.   Беседуя, он дает четкие, короткие ответы на вопросы, как стук его молота по наковальне, после которых уже не ждешь долгого разговора и философствования. Таков он и в общении.

В одном из его интервью на вопрос осталась ли в кузнечном ремесле та же технология, как и в старые времена, Марклен ответил так: «Конечно, все модернизируется, но в кузнечном деле так устроено, что как только на рациональные методы переходишь, теряешь уверенность и перестаешь ковать. Это вечный выбор, который стоит перед мастером: или ты куешь постоянно, как полагается, или цепляешь современные технологии и тогда начинает «рука дрожать». Каждый мастер сам решает – использовать современные методы или нет».    И еще добавляет, что в основном кузнецы делают то, что и все, по шаблону, как будто боятся, что железо отторгнет новизну. Но Марклен нашел «общий язык» с металлом и он стал ему подвластен.

Кузнец, получая заказ с утвержденным уже эскизом, всегда в какой-то момент видит его немного иначе и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину. В итоге и мастер доволен своей работой и заказчик. Так нередко бывает и у Марклена.

На сегодняшний день некоторые кованые изделия утратили свою актуальность и служат, скорее, сувенирами или декором, но некоторые из них по-прежнему используются в быту.  Мастер редко обращается к национальным традициям в этом виде ремесла, но по заказу прекрасно изготовляет копии старинных надочажных цепей, чапельников, ножей и топоров. И это не потому, что он не признает искусство и мастерство давних времен. Это сильное желание доказать свои возможности не копированием национальных раритетов, а делать авторские вещи в духе нашего времени. Например, создавая по заказу надочажную  цепь, — в точности повторить оригинал -, Марклен обязательно в процессе работы внедрит что-то свое. И это не мешает заказчику быть довольным его работой.

В традиционном осетинском жилище невысокий столик на трех ножках с круглой столешницей  был непременный элементом интерьера. Такие столики у Марклена выкованы из сплетенных железных прутьев, которые заменяют ножки, а столешницы сделаны из камня или дерева.  И это явно говорит о том, что металл может прекрасно смотреться с другими материалами.  Его, конечно же, не повесишь на стену после применения, как это делали в старые времена, но зато сейчас он хорошо вписывается в интерьер, сочетая в себе национальное и современное. Есть и такие же табуретки на трех ножках в том же стиле.

Сейчас декоративное кузнечное дело стало востребованным как для интерьеров, так и экстерьеров домов.   Художественная ковка — это огромное пространство для реализации фантазии и создания невероятных дизайнерских решений.  И Марклен смело претворяет в жизнь свои задумки.  Такова «Барная стойка эгоиста-глобалиста».  Столешница из неровного куска дерева лежит на металлическом основании, которое выковано из множества фантастически переплетенных   прутьев.  Причем же тут глобализм и эгоизм?  Первое — это способ мышления, это идея и, это объективный процесс в мире. Второе – скорее всего это четкая уверенность в своей идее. Конечно, название барной стойки слегка отдает юмором и зрителю решать так это или нет.

Работая с металлом Марклен никогда не задумывается над тем, что что-то может пойти не так и не получится.

В Осетии художественное кузнечное дело находит в основном частных клиентов. Таковы многочисленные заказы и у мастера как от частных лиц, так и от различных фирм. Примером тому —  каминный набор, кованные люстры, чаши для костра, чапельники и топоры и многое другое.

Одним из изделий художественной ковки являются кованые наружные и внутренние перила. Они сочетают в себе не только оригинальность и эстетику исполнения, но и долговечность и солидность. Исключительно прочные, они прекрасно представляют дополнительный декоративный элемент как внутри дома, так и в качестве наружных перил.

Каждый частный владелец хочет иметь у себя в доме или на участке что-то индивидуальное и уникальное. И судя по уже сделанным работам на заказ у Цориева создалась хорошая репутация мастера. Ведь в настоящее время кузнец больше художник нежели просто ремесленник. Все лестницы, выполненные Маркленом не только функциональны, надежны и практичны, но они еще и служат декоративным элементом в интерьере как классическом, так и современном. Мастер изготовляет их в соответствии с представленным ему проектом или на основе своих авторских решений. Мы заботимся о том, чтобы обеспечить эстетический внешний вид наших изделий, а также заботимся о том, чтобы гарантировать наиболее эффективный внешний вид. Каждая лестничная конструкции должна быть адаптирована к дизайну интерьера или внешнему виду фасада.

Первой большой и трудоемкой работой Марклена была лестница длиной 12 метров в интерьере частного дома, которую он ковал и устанавливал сам. И полтонны кованого железа «подчинились кузнецу»!

Марклена по праву можно назвать  универсальным специалистом в ковке именно перил, каминных комплектов, элементов освещения. Потому что кузнечное дело — его жизненная страсть.  Каждая  деталь, в той или иной работе, выполнена вручную точно и имеет свой индивидуальный внешний вид и характер. С уверенностью можно сказать, что каждое его изделие — это результат труда человеческих рук.

Работы Марклена узнаваемы по его индивидуальному почерку и в каждой из них есть частичка души мастера и его идей.  В этом их ценность. Из металлических, казалось бы, простых прутьев мастер создает лаконичное их переплетение с причудливыми формами, но в то же время прекрасно передает природные мотивы с элементами очень близкими по формам и орнаментам, но абсолютно одинаковых и похожих не найдем.

Современная художественная ковка Цориева во многих его работах, на первый взгляд, напоминает прекрасную осеннюю пору года, когда оголенные ветки деревьев и кустарников создают природную сказочную композицию из причудливых переплетений, как, например, подставка для цветов в форме трех веток (дерево, ковка).

В других изделиях мы видим затейливые узоры из прутьев, мелкие детали-украшения – завитки и разнообразные геометрические детали, которые располагаются в своем определенном ритмическом порядке. И каждая композиция достигает стилистического единства благодаря динамичности и собранности.

Многие работы мастера поначалу кажутся простыми и легко доступными в изготовлении. Но в этой простоте и есть красота и лаконичность. Мастер понемногу старается привлекать к изучению кузнечного ремесла молодое поколение. И те, кто посещает его кузню, слышат ритмичные звуки ударов молота и наковальни, запах раскаленной котловины , воочию видят процесс ковки, слушают рассказы кузнеца — все это завораживает их и, поневоле хочется попробовать самому. Цориев работает как самодеятельный художник и, к сожалению, его работы пока не выставляются в музейных экспозициях. Хотя несколько экземпляров можно увидеть в салоне наших Народных Промыслов.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна.  Кузнец Марклен Цориев хорошо чувствует металл в работе, любит свое дело и постоянно воплощает свои идеи в жизнь на радость людям и получает от этого удовлетворение. Таковы секреты мастерства этого ремесла.

Нателла Малкарова

Вернуться