Пушкинский день
6 июня в России ежегодно отмечается День русского языка и день рождения основоположника русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
К этой дате наш музей подготовил презентацию гравюр Алексея Ильича Кравченко из фондов музея. Это иллюстрации к драматическим произведениям Пушкина, выполненные в технике гравюры на дереве.
Иллюстрации были созданы в 1939 году к юбилейному изданию «маленьких трагедий» Пушкина, к ним была отнесена и незавершенная поэма «Египетские ночи». Все драматические миниатюры были отпечатаны отдельными небольшими книжечками, одинаково оформленными и помещенными в единый нарядный футляр. Книги были связаны и едиными по стилю иллюстрациями. Сегодня это издание – библиографическая редкость и особую ценность ему придает участие в художественном оформлении Кравченко.
Композиции Кравченко отличаются совершенством построения, сложностью пространственного решения и безупречностью техники исполнения. Небольшие гравюры (в среднем 10х7 см) прекрасно соотнесены с размерами книжек. Эпизоды, положенные в основу изображения, читатель воспринимает как самостоятельные жанровые сюжеты, но любопытно, что все детали этих сюжетов: обстановка интерьеров, костюмы, отвечающие эпохе, предметы, принимающие участие в драме, строго соответствуют текстам Пушкина. Например, сидящий на чемоданах (!) в номере импровизатора Чарский (Египетские ночи»), возок с трупами за играющей на лютне Мери («Пир во время чумы»), Сальери, подсыпающий яд в бокал Моцарта, который за инструментом, погруженный в свои мысли, этого не видит. Это характерное отношение художника первой половины ХХ века к иллюстрированию литературного текста.
Но главное достоинство миниатюр Кравченко – в эмоциональной окраске поступков и реакций героев, в выразительности их движений, жестов, в стремлении изобразить персонажей такими, какими их мог видеть Пушкин.
В 1939 году комплект иллюстраций А.И. Кравченко к юбилейному изданию А.С. Пушкина был передан нашему музею, только что возникшему, Госфондом СССР.
Алексей Ильич Кравченко (1889-1940) – один из ведущих русских и советских граверов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904-1905, 1907-1910) у К.А. Коровина, В.А. Серова и в школе
Ш. Холлоши в Мюнхене (1906). Был участником выставок Союза русских художников, «Мира искусства» и др. Достиг совершенства в ксилографии и офорте. Создавал иллюстрации, экслибрисы и станковые произведения.
Интересно, что «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий» (так назвал свои пьесы Пушкин в письме к Плетнёву) – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время Чумы» и «Дон Гуан» — Пушкин написал в 1830 году, находясь в деревне Болдино нижегородской губернии во время карантина. Именно в этом году в России началась первая масштабная эпидемия холеры. Пушкин, приехал сюда, чтобы вступить во владение деревней Кистенёво, выделенной ему отцом перед свадьбой с Натальей Гончаровой. Приехав 4 сентября 1830 года в Болдино, Пушкин вернулся в Столицу только 5 декабря, сумев с трудом пробиться через карантинную заставу под Москвой.
Но карантинный период стал для поэта необычно плодотворным. Помимо указанных драматических миниатюр, Пушкин написал здесь «Повести Белкина», «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина», две литературные сказки, около 30 стихотворений, ряд литературно-критических заметок. Так что именно сегодня публикация гравюр Кравченко актуальна и благопожелательна для всех одаренных, творческих людей.