Скульптура Сосланбека Едзиева в Государственном Эрмитаже, как символ связи эпох

В Санкт-Петербурге, в залах Государственного Эрмитажа, завершила работу выставка «Сокровища Аланского царства. К 1100-летию крещения Алании». Грандиозный проект, объединивший коллекции нескольких музеев России, включал и произведение Сосланбека Едзиева «Скорбящий Ангел» из фондов нашего музея – как знаковую скульптуру, символизирующую связь эпох.

Особую роль Едзиева в создание христианского искусства Осетии конца XIX — первой половины ХХ века объясняет потрясающий феномен преодоления глубокой верой официальных запретов на религиозную тематику в советском искусстве. А место автора в культурном пространстве новейшего времени — мастерством, своеобразным, не традиционным отношением к камню и дереву, самобытным мышлением ваятеля, создавшим уникальные по композиции и по самой духовной сути произведения. В экспозиции был представлен и видео-материал, знакомящий и с другими скульптурами Сосланбека Едзиева, собранными в художественном музее имени Махарбека Туганова.

В завершение работы выставочного проекта в Зале Совета Государственного Эрмитажа 30 и 31 марта состоялась научная конференция «Алания до и после принятия христианства: памятники, открытия, контекст».

На конференции, как дополнение к теме «Сосланбек Едзиев», было представлено сообщение «Работы С. Едзиева в собрании Российского этнографического музея». Авторы его — Анастасия Викторовна Газданова и Евгения Юрьевна Гуляева, сослались на книгу Кромвеля Биазарти и Людмилы Бязровой «Сосланбек Едзиев», где некоторые из экспонатов этнографического музея впервые были опубликованы. На экране в цвете и увеличенном размере можно было рассмотреть композиции «Тесей и Минотавр», «Коста-просветитель», «Подношение Ужегову», «Женщина, несущая воду», знаменитые сюжетные посохи скульптора. Предметы, которые в 1938 приобрела для музея этнографии Евгения Николаевна Студенецкая. Она же, по просьбе авторов книги «Сосланбек Едзиев», написала статью-воспоминание о встрече с уникальным мастером.

Спасибо коллегам, поддержавшим тему акцентацией внимания слушателей конференции на творчестве Сосланбека Едзиева, ставшего фактически предтечей современной осетинской скульптуры во всех ее видах и формах.

Л.В. Бязрова, заместитель директора по научной работе.

Вернуться