«Советский Микеланджело» Дмитрий Цаплин

Художественный музей продолжает знакомить зрителей с произведениями из фондов, относящихся к творческому наследию советского периода и составляющих его «золотой фонд».

В 2022 году отмечается столетняя годовщина основания Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Произведения множества как до сих пор звучащих, так и забытых, затерявшихся в истории имен художников этого периода, находящиеся в собраниях музеев по всей стране,  составляют золотой фонд советского изобразительного искусства. Эти работы — олицетворение эпохи, наглядное свидетельство нового художественного языка, родившегося в пору грандиозных перемен.

В честь знаменательной даты Владикавказский художественный музей имени Махарбека Туганова достает из фондов произведения выдающихся деятелей изобразительного искусства СССР. Среди них много важных имен, так в музее уже прошла выставка, посвященная творчеству основоположника современного изобразительного искусства Махарбека Туганова; выставка Дулевского фарфора, на которой демонстрировались замечательные произведения мелкой пластики А.Г. Сотникова, П.М. Кожина, О.М. Богдановой, Г.Д. Чечулиной и др., творивших с начала 1930-х; отдельную маленькую выставку составили небольшие по величине, но не по значению работы мастеров Палехской миниатюры Н.Ф. Азанова, В.В. Лебедева, Т.И. Зубковой, А.И. Блохина, А.А. Синицына.

Теперь на очереди одна из менее известных современной публике фигур — скульптор Дмитрий Цаплин (1890-1967 гг.), творчество которого в 30-е — 50-е гг. прогремело не только на территории Союза, но и за границей.

В 2021 году вышел в свет качественно проиллюстрированный альбом, посвященный жизни и творчеству Дмитрия Федоровича Цаплина. Автор, член Союза журналистов России, Е.А. Новиков, объединил сведения о скульпторе, содержащиеся в архивах, статьях в советских, российских, испанских, французских, английских и американских изданиях, воспоминаниях родных, друзей, земляков и учеников Цаплина.

Цаплина называли «талант-самородок», «гениальный русский мужик с берегов Волги», «один из самых вдохновенных скульпторов, работающий с исключительным мастерством и мощью». Современники сравнивали его манеру работы с великим Микеланджело и с не менее великим Роденом. Выходец из  крестьянской семьи в российской провинциальной глубинке, Цаплин добился необычайных высот, добравшись до Парижа и произведя там фурор  необыкновенными монументальными скульптурами.  И самое поразительное — скульптор был самоучкой.

Дмитрий Цаплин поступил в Высшие художественные свободные мастерские  (г. Саратов) во взрослом возрасте, с устоявшимся мировоззрением и особым отношением к изобразительному искусству. К моменту поступления он прошел две войны, самостоятельно обрел навыки ваятеля, вырезая из камня портреты сослуживцев, чувствуя материал так, как многие не смогли бы никогда. Строгая академическая муштра, повторение греческих фресок, кубов, конусов, цилиндров — эти основы академической школы казались ему бессмысленными. Учебу Цаплин вскоре бросил, продолжив работать самостоятельно: снял мастерскую, добывал материалы на берегу реки, тащил их через весь город на собственных плечах, не всегда имея средства нанять извозчиков, и работал без выходных и отдыха, порой ночуя в собственной мастерской.

Неудивительно, что эта поразительная работоспособность принесла  плоды: сначала Цаплин провел персональную выставку в Саратове (1924 г.), затем — в Москве (1927 г.), а сразу после был откомандирован Советским правительством за границу. Франция: дружба с Пикассо, Деспио, Цадкиным, Орловой, Шаляпиным,  и, наконец, триумф — персональная выставка в Париже (1930 г.). Испания: множество новых скульптур и новых знакомств, все больше упоминаний в прессе, новая выставка в Барселоне (1933 г.), следом еще одна  в Мадриде (1934 г.), и в тот же год — новая, в Валенсии. После 50 скульптур вместе с создателем отправились в Англию (1935 г.) —  и снова успех. За годы  странствий Цаплин продал не более пяти работ: и те только ввиду острого стеснения в средствах. Всё свое творчество художник стремился вернуть на Родину,  в СССР.

Печально, что в Союзе великолепные произведения, получившие мировое признание, оказались не востребованы — приоритеты были теперь другие. После возвращения домой Дмитрий Филиппович не смог провести ни единой персональной выставки, но при этом продолжал активно работать. По приезду в СССР у него начался новый этап в творчестве: Цаплин увлекся портретным жанром, создав множество скульптур, изображающих известные личности.

В собрании Тугановского музея находятся четыре работы, выполненные Д.Ф. Цаплиным в конце 1940-х гг.: «Портрет Героя Советского Союза И.П. Мазурука», «Портрет героя Социалистического Труда М.Н. Каллагова», «Портрет Героя Социалистического Труда Т.И. Барышева», и «Портрет дважды Героя Советского Союза Супруна». Все они будут продемонстрированы на выставке до конца 2022 г

Большая часть наследия «советского Микеланджело» безвозвратно утеряна: после смерти скульптора его мастерскую разграбили, деревянные работы выбросили в сырой подвал. Часть удалось спасти, отправить в Третьяковскую галерею, часть передали по музеям страны, но все это — малая толика достояния великого творца.

Вернуться