Тугановы в культуре и искусстве

Прошлое нашей республики, как и любого другого уголка нашей страны, богато различными историческими событиями революции, войны, репрессии, перевороты. И в их череде многие следы далеких предков потеряны. Но, к счастью, есть примеры тех фамилий, которые не только сохранили свои корни, но и прославили Осетию. Речь пойдет о представителях рода Тугановых, которые внесли большой вклад в культуру и искусство России, и судьба которых сложилась по-разному.

В изобразительном искусстве Осетии немало талантливых мастеров. И одной из ярких личностей является Махарбек Сафарович Туганов (1881-1952). С юных лет его интерес развивался не только к рисованию, но и к истории Осетии. Но по настоянию родителей молодой юноша едет в Петербург поступать в Горный институт и, провалившись на экзаменах, поступает в Академию Художеств в мастерскую Ильи Репина. Не окончив полный курс Махарбек едет в Мюнхен, где продолжает учебу в студии А.Ашбе.

В 1907 году во Владикавказе по его инициативе и при непосредственном участии была открыта художественная студия.

В 20-х годах Туганов был заведующим художественно-агитационным отделом ТерКавРОСТА, преподавал рисунок и руководил художественным кружком в Педагогическом техникуме г. Орджоникидзе.

В 1924-1925 годах Туганов работал в городах Средней Азии, а затем в Баку. За это время он собрал материал об истории искусств тюркских народов, о развитии современного искусства Азербайджана и художественного образования в республике. В результате появился цикл статей «Искусство Азербайджана и Средней Азии» о своеобразии народного творчества этих республик. Большую работу  Махарбек Сафарович  проделал в изучении осетинского нартовского эпоса, создав серию живописных и графических работ. В 1930 году Махарбек Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал национальную картинную галерею при Музее краеведения, работал главным художником Юго-Осетинского государственного драматического театра, а также преподавал в художественном училище и был сотрудником Научно-исследовательского института в г.Цхинвал

Махарбек Сафарович — Народный художник Северо-Осетинской АССР, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, внес большой и неоценимый вклад для нашей республики как историк, этнограф, художник. Его именем назван художественный музей во Владикавказе.

Нелегкая судьба выпала на долю Азгирея Татархановича Туганова (1881-1970). Он родился в с.Дур-Дур 3-го участка Владикавказского округа Терской области.  Во Владикавказе закончил Владикавказское реальное училище. В начале 1900-х годов он вместе с Махарбеком Тугановым едет на учебу в Мюнхен, где знакомится с искусством и является студентом Мюнхенской Высшей технической школы, (отделение архитектуры и скульптуры, 1906 г.)

В годы революционных событий в Осетии Азгирей приезжает в Баку. Здесь он получает техническое образование, имеет клуб-казино со своим компаньоном.

По воспоминаниям современников Азгирей был высокого роста, хорошо сложён и в национальных танцах ему не было равных. Он мог станцевать лезгинку на полностью сервированном столе, не задев ни одного предмета.  В Баку А.Туганов знакомится с известным поэтом Сергеем Городецким, которому он рассказывал о Нартовском эпосе, и именно сюжет об Ацамазе и Агунде очень заинтересовал поэта.  Здесь же Азгери создает семью с Камиллой Селлер, дочерью бакинского эстонца — портного Карла Яковлевича Селлер, несмотря на то, что был старше неё на 17 лет. Но благополучие в семье длилось недолго. В 1924 г. их брак распался. Годы репрессий коснулись и Азгирея. Он побывал в различных местах заключения (Дагестан, Грозный, Красноярск).

А в документах репрессированных в строке «профессия» у Азгирея указано – «скульптор». И здесь, в ссылках, он продолжал заниматься своим любимым делом – изготавливал памятники погибшим узникам лагерей. В его лагерной учетной карточке в строке «профессия» значилось – «скульптор». Учеба в Мюнхене не прошла даром. После долгих лет пребывания в ссылках Азгирей уже в преклонном возрасте возвращается в Баку, но  его не покидают мысли о родной земле и он приезжает в Осетию с надеждой провести остаток жизни на родине.

Но получив отказ от властей в квартирном вопросе уезжает в г.Грозный, где и живет с родными, получив крышу над головой. В то время на улицах и скверах города можно было видеть небольшие скульптурные композиции, сделанные А.Тугановым. А уезжая ни с чем из Осетии в Грозный Азгерей Татарханович сказал: «Видимо, я здесь не нужен. Хотел жить на родной земле, но поддержки не нашел. А тем памятникам, которые я сделал, надеюсь, дадут надпись автора — «неизвестный осетин». И все же сегодня, в 21 веке, две отреставрированные скульптуры Азгери нашли свое достойное место в художественном музее им.М.Туганова. После освобождения Азгирей, несмотря на все трудности, спустя много лет, разыскал сына Эльберта в Эстонии. Их встреча состоялась в 1958 г. и, уже на следующий год Эльберт с семьей гостили у отца в Грозном. Умер А.Туганов в 1970 году и похоронен в пригороде г. Баку.

Внес свою лепту в искусство художник-график, книжный иллюстратор Георгий Александрович Туганов (1902-1941). Он родился на хуторе Новогеоргиевск Моздокского района. В Рязани, куда переехала семья Туганова, Георгий постигает азы живописи у художника М.С.Пырина, затем учится в студии живописца Я. Я. Калиниченко. В 1919–1920 годах молодой художник заведовал декоративной мастерской. А 1921 году поступил на старший курс Рязанского художественного техникума и в 1922 году был командирован в Московский ВХУТЕМАС (мастерская В.А.Фаворского), который окончил в 1929 году по отделение ксилографии полиграфического факультета. Своё творчество он посвятил книжной графике. С 1927 года Туганов принимает участие в выставках и работает художником-оформителем детской книги, как например, иллюстрации к книге Н.Венгрова Н. Октябрьские песенки, изданной в Москве и Ленинграде в 1927 году  и многие другие. Творчество Г. Туганова оборвала Великая Отечественная война,- в 1941 году он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести под Ржевом. Его труды как мастера книжной графики не исчезли бесследно. Его имя его высечено на мемориальной доске в Выставочном зале Московского союза художников.

 

К поколению 50-х годов относится художница Елизавета Туганова. Она родилась в Москве, изучала в Тбилиси филологию и живопись мастеров импрессионизма. Она родилась в Москве, изучала в Тбилиси филологию и живопись мастеров импрессионизма. С 1990 года жила в Турции. Два года была в браке с турецким музыкантом Халилом Онбаша. Жила и работала в разных городах Турции. Последние годы жила в провинции Мугла, где и была похоронена. Её картины выставлялись во многих странах мира и в разных городах Турции. Жизни и творчеству Е.Тугановой была посвящена книга измирской писательницы Сельмины Меликоглу под названием «Более ста лет Елизаветы» на турецком языке.

Еще одна представительница этого времени Туганова Светлана Муратовна (род. в 1952 г.), — дизайнер, окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица).

Тугановы внесли неоценимый вклад в цирковое искусство. Россия может по праву гордится известным наездником, «человеком из легенды» Михаилом Николаевичем Тугановым (1900-1974). Родился Михаил во Владикавказе. Проводя каждые каникулы в родном селе Брут, он пристрастился к конному спорту и с радостью помогал объезжать полудиких лошадей своему двоюродному брату Асланбеку, первоклассному наезднику и его учителю. И вскоре юноша, получив уроки верховой езды и джигитовки, был участником и победителем в районных соревнованиях. В начале 1920 года Туганов вступил добровольцем в 3-й Терский полк Кавбригады и более года прослужил в Красной Армии, где с успехом участвовал в соревнованиях по джигитовке. После демобилизации, приехав в Ростов на Дону, он попал на выступление труппы Алибека Кантемирова и, познакомившись с виртуозным наездником, перед Михаилом уже не стоял вопрос «кем быть». Три года работая в труппе Алибека Михаил многому научился, постоянно оттачивая свое мастерство. И в 1925 году он создает уже свои собственные цирковые программы — «Сыны гор братья Тугановы», «В горах Кавказа» -, с которыми гастролирует по городам России. Начало Великой Отечественной войны застало Туганова в Москве. Именно в это время им была создана группа «Донской казачий ансамбль».  22 июня 1941 года после выступления он обратился к своим артистам: «Нам в цирке делать больше нечего. Наша удаль, наше мастерство нужно теперь на фронте. Я иду в армию добровольцем. Кто со мной?». Его поддержал весь ансамбль. Прямо с манежа со своими коллегами, участвовавшими в номере «Казаки», он был направлен в кавалерийские части под командованием Льва Доватора.

На войне Михаил дважды был ранен, участвовал не только в разведывательных и диверсионных операциях, но еще в свободное время выступал перед красноармейцами со своей труппой.  Дойдя до Берлина в чине майора, был награжден орденом Красного Знамени и именными часами от маршала Рокоссовского, а в мае 1945-го дал праздничную программу на Рейхстаге. После войны Михаил Туганов со своими коллегами вернулся в цирк. Работал как режиссер, постановщик трюков, создавал новые конные аттракционы ( «О чем звенят клинки» , «Джигиты Северной Осетии»), которые с успехом были представлены не только в нашей стране, но и за рубежом. Талантливый мастер, Народный артист РСФСР ушел из жизни в 1974 году.

Его дочь  Дзерасса Михайловна Туганова (1929-2020гг.) с 1951 года входила в состав труппы отца, и в дальнейшем продолжила его дело. В 1962 году она создала новую труппу наездников-джигитов «Иристон» и возглавляла ее в течение 30 лет. Своими выступлениями она принесла мировую славу советскому цирку. Заслуженная артистка РСФСР, наездница, дрессировщица и педагог. Похоронена в Москве в 2020 году.

Эльберт Азгиреевич Туганов  (1920-2007гг.) известен как создатель и основоположник эстонской кукольной анимации. Эльберт, сын Азгирея, родился в Баку 22 февраля 1920 года. 20-е годы были не легкими для столицы Азербайджана. В то время сестра его матери Камиллы, Лидия, жила в Берлине, и в 1927 году мать Эльберта увозит его в Германию.  После окончания местной гимназии он нашел работу в русском ресторане, но работа эта была ему не по душе. 16-ти летним юношей он участвовал в качестве гида в Олимпийских играх 1936 года.  Однажды он увидел в газете вакансию на работу в две немецкие анимационные киностудии. Туганов подал заявление, получил работу, и так началась его карьера аниматора. Не имея никакого опыта и мечтая изучать архитектуру, он начал работать в небольшой анимационной студии, где создавали небольшие рекламные ролики и в крупной кинокомпании Дерингфильм. Впервые соприкоснувшись с искусством кино-анимации, он за пару месяцев освоил основы создания анимационных фильмов. И уже в 1937-39 гг.  работал фазовщиком и помощником оператора на «Дерингфильм».

Когда пришло время призыва в армию, Эльберт, имея эстонское гражданство, возвращается в Таллин. С 1939 г. и до 1946 г. служит сначала в Эстонской, а затем в Красной Армии. Надо сказать, что мать Эльберта – Камилла – в те тревожные времена, так же, как и его отец Азгирей, была арестована за давнюю переписку с сыном, жившим в Германии. Когда арестовали мать, Эльберт находился уже на службе в Красной армии и ничего не знал об этом. И только лишь в 1948 г. он встретился с ней.

После службы в его планах было вернуться в Германию, продолжить работу на студии и получить образование архитектора. Но начавшаяся Вторая мировая война изменила его судьбу.

В 1946 году после окончания войны он возвращается в Таллин и находит работу на Таллинской киностудии, где в течение 11 лет снимал, рисовал и раскрашивал титры. Э.Туганов изготовил анимационный стенд — мультстанок, благодаря которому, можно было делать покадровую съемку и, увидев его, приезжий московский чиновник предложил Эльберту  снимать анимационные фильмы. В 1957 г. Э.Туганов организовал производство кукольных фильмов и, долгое время оставался единственным режиссером, снимавшим мультфильмы на Таллиннской киностудии. Его первый кукольный фильм «Сон маленького Пеэтера» по сказке писателя Я.Сигсгарда «Палле один на свете» стал началом студии Eesti Nukufilm.  За свою жизнь Эльберт снял более 40 картин, и все первые эстонские анимационные награды принадлежат ему. Он никогда не был в Осетии, на родине своего отца и не общался с осетинскими родственниками, да и общения с отцом у него практически не было. Но «зов крови» в нём был всегда. И в 1981 году он приехал в Осетию вместе с дочерью и ее супругом, посетил Дур-Дур, Дзинагу и Орджоникидзе. Но свой приезд он почему-то не афишировал. В одном интервью он сказал – «мне больно, когда слышу такое понятие как «лицо кавказской национальности». Не существует такого народа, у каждой нации свои история и культура. И нет большего унижения, чем ущемление национального достоинства».

«Мой отец был очень скромным человеком, и это его главная черта, – вспоминает о нем его дочь, — именно скромным патриотом, который, например, без лишней огласки и шумихи перевел на эстонский язык «Нартские сказания» и издал их в 2005 г. При этом проанализировал тексты, сравнив их с текстом скандинавского, эстонского, германского эпосов».

В Эстонии был издан его автобиографический роман, из которого наш читатель узнал бы много интересного о жизни этого талантливого человека, но, к сожалению, он не переведен с эстонского на русский язык.

В области театрального искусства нужно отметить первого осетинского режиссера театра, актера, педагога и просветителя Туганова Александра Александровича (1871-1960), Народного артиста Азербайджанской ССР и Заслуженного артиста Грузинской ССР. А.Туганов внёс неоценимый вклад в создание и развитие театров на Кавказе.

Родился Александр Александрович в дореволюционной Москве, в зажиточной семье. Отец его рано умер и родные отдали мальчика на обучение в Петропавловское реальное училище Москвы. Здесь особое внимание уделялось иностранным языкам, так как там работало много учителей-иностранцев, а мальчик с детства проявлял интерес к языкам. После обучения в училище Александр поступил в Московскую академию коммерческих наук, которую окончил в 1890 году. В Академии, помимо основных предметов, занимались и воспитанием хороших манер у студентов, давались уроки гимнастики, фехтования, верховой езды, музыки и танца. В дальнейшем, как показывает его биография, все это пригодилось в актерской жизни А.Туганова, который очень любил театр. В 19-летнем возрасте он верхом на лошади из Москвы отправился в Крым. Так получилось, что путь его лежал через Ясную Поляну, где он познакомился с Л.Толстым, погостив у него неделю. После общения с великим писателем, Александр уехал из Ясной Поляны почему-то не в Крым, а в Петербург, оставив коня и снаряжение. Быть может на такое решение повлияли беседы с Л.Толстым, но с того времени и до конца своей жизни Александр занимался только театром.

По окончании учёбы в Академии он мог бы стать прекрасным дипломатом. Но он всегда был романтиком, любил книги, спорт – верховую езду и фехтование. И, конечно, — театр, которому он посвятил всю свою жизнь.

Его творческая деятельность началась с любительского кружка под названием «Театр новых сил». В семье его решение посвятить себя театру вызвало большое неудовольствие, но, несмотря на это, Туганов поступил в школу Филармонического общества в Москве.  По рекомендации Владимира Ивановича Немировича-Данченко Туганова взяли на работу в Московский Панаевский театр.

В 1898 году молодым, но уже опытным актером Туганов в составе труппы московского театра Ф.А.Корша приехал на гастроли в Тифлис.  И вернулся туда лишь спустя 14 лет, в 1912 году, и не только в качестве актера, но и как режиссера труппы антрепренера П.Заречного. И теперь Туганов остается здесь уже на долгие годы. Изучив грузинский и азербайджанский языки (он говорил на нескольких тюркских языках, а еще и на персидском, который, кстати, начал изучать задолго до переезда в Баку), он ставит спектакли сразу в нескольких театрах, а также участвует в создании Тифлисского Государственного Азербайджанского драматического театра в качестве художественного руководителя и режиссера. И уже в начале 20-х годов эта труппа театра имеет большой успех. В 1924 году мастера приглашают в Баку для создания Азербайджанского драматического театра.  И Туганов охотно принимает это предложение, приехав в Баку вместе с несколькими актерами тбилисского азербайджанского театра. «Когда создавался этот театр, для меня один год можно было считать за три», — писал он в своих мемуарах. Александр Александрович давно «болел» Востоком,  и в 1931 году, оставив бразды правления в театре, он отправился на Дальний Восток, где в небольших городах в то время один за другим открывались театры. Туганов занимался там подбором кадров. А.Туганов сыграл большую роль в становлении национального театра в Чеченской Республике, став организатором и художественным руководителем чеченской театральной студии им. А. Шерипова.

В 1934 году он набирает труппу для театра в Грозном, для чего едет в Москву уговаривать театральных профессионалов поднять театр. И уже на следующий год Туганов, получив официальное приглашение вернуться в Аздраму,  едет в Баку. Здесь он ставит «Макбет», премьера которого имела большой успех.

Там же из-за нехватки специалистов Туганов в 30-40 годы работал еще и в бакинском Русском драмтеатре и Театре юного зрителя. Читал лекции по истории балета в хореографическом училище, преподавал актерское мастерство в театральном училище и оперном театре. Пожалуй, не нашлось бы в Баку такого режиссера, который бы так много работал.

После войны А.Туганов был одним из ведущих профессоров в открывшемся бакинском государственном театральном институте, где преподавал на азербайджанском и русском языках.

Сразу после войны в Баку открылся Азербайджанский государственный театральный институт, где Туганов был одним из ведущих профессоров — преподавал на азербайджанском и русском языках. Александр Александрович Туганов в общей сложности 30 лет своей жизни отдал азербайджанскому театру, как педагог воспитал три поколения актеров, и сегодня трудно переоценить тот вклад, который он внес в культурную жизнь Азербайджана.Не дожив до своего 90-летия А.Туганов ушел из жизни в 1960 году.  «Я сделал все что мог. Кто может, пусть сделает лучше».

Поэт и переводчик, оперный певец Туганов  Эльберд Ланк-Темирович  один из поэтов Азербайджана, пишущих на русском языке.   Он родился в г. Омск в 1937 году. Окончил историко-филологический факультет Ивановского педагогического института в Омске, затем семья переехала в город Иваново, где он окончил историко-филологический факультет Педагогического института. После чего уехал в Ямало-Ненецкий автономный округ осваивать северные широты. Здесь в местной газете «Красный север» были напечатаны его первые стихи. Долгое время Эльберд проработал на Крайнем Севере, где был хорошо известен  в 70-е  годы  благодаря регулярным публикациям в газетах «Полярная Звезда» и «Красный Север». Его стихи  часто звучали на радио.

После шести лет пребывания на Севере, в краю вечной мерзлоты и долгой ночи зрение у него стало ухудшаться и он с семьей переехал в Баку к родителям, закончил Бакинское музыкальное училище им. Асафа Зейналлы и стал работать в оперном театре, но продолжал писать стихи, которые часто звучали на радио и печатались в прессе. Поступив в Азербайджанский академический театр оперы и балеты как оперный певец (бас-баритон)  Э.Туганов  проработал там 40 лет. Потеря зрения после многих лет работы на Севере  не помешала ему выходить на сцену. Э.Туганов  — неоднократный победитель государственных и международных конкурсов и один из немногих русскоязычных поэтов в Азербайджане.

Его дочь, Туганова Медина Эльбердовна ( 1970 г.), родилась в г.Баку. Закончила Бакинскую музыкальную академию. Живет и работает в Турции. Оперная певица  является солисткой (меццосопрано) Анатолийского государственного театра оперы и балета (г.Анталья).

Также как и отец, она любит поэзию , пишет стихи и является номинантом премии ««Поэт года-2013». О себе она говорит так: «Всегда трудно делать что-то хорошо. Но если это дело любимое, то никакие трудности не страшны, и делать это легко. А я люблю всё — и петь, и писать. Но пишу я меньше, чем пою. Опера — это моя жизнь. Это — как воздух. А поэтессой себя не считаю, потому что это моё хобби»

Одна из представительниц осетинской интеллигенции Туганова Лиза Хамбиевна (1876 –1956 ), родилась в семье генерал-майора Хамби Асланбековича Туганова и Пашахан Инусовны Дударовой. Л.Х. Туганова получила высшее образование и посвятила себя благотворительности и пропаганде осетинской культуры. Замуж она вышла за знаменитого бакинского нефтепромышленника и мецената Муртузу Мухтарова  В 1908 г. при его активном участии была возведена соборная мечеть во Владикавказе. После самоубийства мужа и разорения большевиками их дома жила в Турции.  Лиза Хамбиевна умерла в 1956 году и похоронена в Стамбуле.

Яркий и самобытный осетинский писатель Туганов  Батырбек Асланбеквич (1866-1921)  родился в сел. Дур-Дур  в семье генерал-майора А.Туганова. Окончил классическое отделение Ставропольской гимназии и возвращается домой. Но не найдя взаимопонимания с семьей, Туганов в 1891 году переезжает во Владикавказ, где изучает юриспруденцию и служил частным поверенным  по гражданским делам, занимался юридической практикой.

Как юрист, он оказывал помощь односельчанам, консультировал их и давал советы. Несмотря на свое дворянское происхождение Батырбека  беспокоила жизнь простого народа, крестьян и их бесправное положение, был активным членом «Общества по распространению грамотности и технических знаний среди горцев Терской области». Еще в юности он писал стихи на родном языке. Затем обратился к прозе и начал писать рассказы на русском языке о жизни осетин: «Ханифа», «Конокрад», «Пастух Баде», «По адату», а также пьесы «Параллели», «Батоноко Тембот».

В своих произведениях  он отражал насущные проблемы осетинского общества. Живя в городе, он вместе с супругой Ольгой Захаровной Лерман  участвовали  в благотворительных вечерах в пользу учеников владикавказского реального училища, классической и  женских гимназий, принимает  активное участие в общественно-политической жизни Владикавказа. В 1907 году Б.Туганов с семьей был вынужден уехать в Москву, где жил до 1921 года. После установления советской власти Б.Туганов занимал ответственные должности в Народном комиссариате по делам национальностей в Москве. В 1921 г. он был направлен в Махачкалу в качестве заведующего Дагестанским управлением по коневодству. Там же в июне 1921 г. умер от холеры и похоронен в Махачкале.

В семье Батырбека было 4 дочери. Одна из них, Туганова Валерия Батырбековна была детским писателем. В 1958 г. в московском издательстве «Детгиз» была издана повесть В. Тугановой «Мы живем в тундре».

Сказитель и собиратель нартовского эпоса Туганов Татархан Пшимахович (1850 — 1931), родился в  с. Дур-Дур 3-го участка Владикавказского округа Терской области. C его голоса только членом осетинского историко-филологического общества П.Б. Мамуловым было записано 30 песен и сказаний.

Согласно «Списку потерпевших от погрома керменистами Карагачского прихода 3-го участка Владикавказского округа от 4-го по 7-е декабря 1918 г.», дом Татархана Туганова был сожжен, а имущество разграблено. После чего он  увез семью в Азербайджан. Умер и похоронен в пригороде г. Баку, в Баладжарах.

Туганов Хаджи-Мурза Асланбекович (род. в 1873 г.), — первый профессиональный скрипач-осетин, окончил Владикавказскую классическую гимназию. Продолжил свою музыкальную деятельность и после революции. Принял участие в записи горских мотивов и оркестрировании многих народных песен. Балетмейстер Борис Александрович  Туганов  родился в Москве в 1911 году. Детство и юность Бориса Туганова прошли в атмосфере театральных кулис, декораций, спектаклей, бенефисов. Его отец, Туганов А.А., был видным актером и режиссером драматического театра на юге России. С детства маленький  Боря вращался в кругу людей, связанных со сценой. Живой, общительный, красивый мальчик рос баловнем актерской труппы; он постоянно вертелся в здании театра; присутствовал на репетициях, пересмотрел множество пьес, знал наизусть некоторые монологи.

Б. А. Туганов —  интеллектуал, человек разносторонне образованный. Хорошо знал литературу — классическую и современную, обладал энциклопедическими познаниями в музыке, разбирался  в живописи, хорошо ориентировался в истории. Словом, был эстетически развитой личностью. Этот человек утонченного ума поневоле притягивал к себе и  обладал наследственным призванием к наставничеству.  В 30-е годы Борис Александрович работал балетмейстером и исполнителем танцев в Краснодарском театре оперетты. Затем в Ташкентском цирке. Всегда элегантный и подтянутый со жгуче черными глазами он был «душой» труппы.

В цирке Б.Туганов был не только балетмейстером кордебалета.  Он также руководил  детской балетной студией из двенадцати мальчиков и девочек. Его неотъемлемая черта наставничества свела его с известным в те годы клоуном Алексеем Сергеевым (Мусля). Вместе они создавали пантомимы, придумывали новые номера.

В 1942 году – арест и Воркутинский лагерь, где он знакомится с будущей супругой актрисой Ариадной Рейзвих. С 1942 по 1952гг., находясь в лагере и после освобождения, принимает участие в работе воркутинского театра как режиссер-постановщик.

В 1956 году Б.Туганов покидает театр и уезжает из Воркуты. Скончался Борис Александрович, когда ему не было и 50-ти лет. Туганова Ольга Эрастовна (род. 1921, Москва) — представитель советской и российской науки, ученый-американист. Доктор исторических наук (1965). Специалист в области американской культуры и литературы. В 1944 году окончила юридический факультет МГУ. В 1942—1946 годах работала в Редакции иностранной информации ТАСС, преподавала международное право (1946—1948), а затем работала в научно-исследовательских институтах Академии наук СССР. В последние годы работала в Институте всеобщей истории РАН. Председатель Комиссии по истории культуры США Научного совета по истории мировой культуры РАН.

Таков, наверняка, неполный список представителей рода Тугановых, которыми должны гордиться и помнить не только их потомки, но и вся Осетия.

Малкарова Н.О.

Вернуться