Виктор Решетников. Выставочный проект «Энигма»

Художник Виктор Решетников —  один из известнейших мастеров современного дизайна, автор оригинальной, узнаваемой по стилю керамики и арт-объектов, инсталляций,  участник многих отечественных и международных выставочных проектов. Член Московского Союза художников, Московского Союза дизайнеров  и Международной Академии керамики IAC.

Родился  во Владикавказе (1951), здесь учился в скульптурном кружке Дворца пионеров,  детской художественной школе и на художественно-графическом отделении педагогического училища.

С середины 1970-х годов,  во время учебы в Ленинградском высшем художественно-промышленном  училище  имени В.И. Мухиной,  в творчестве Виктора Решетникова возник интерес к композиции, основанной на модульном принципе комбинаторики. Позже, будучи студентом Государственного художественного института Эстонской ССР, он  продолжил эксперименты в  керамике и гобелене  под руководством известных мастеров декоративно-прикладного искусства Лео Рохлина и Хелены Кумы.

На практике  декоративная керамика и гобелены для интерьеров Виктора становятся украшением Владикавказских учреждений.  Наиболее цельное и оригинальное решение – пространство холла и столовой Владикавказской школы искусств (позже – республиканского Лицея искусств).

После завершения учебы в 1980 году,  в художественном музее имени Махарбека Туганова, состоялась его первая персональная выставка.

В Осетии это был первый  концептуальный проект, задуманный для конкретного пространства – кубического в своем объеме и изолированного от остальных экспозиционных залов. Идея проекта – становление и развитие мастера через увлечение чистотой  форм,  «открытых»  им в наследии  русского авангарда, стремление наполнить их пластику выразительностью и многослойностью объемов,  метафорическими смыслами, литературными аллюзиями.

Открытием вчерашнего студента  стала его функциональная керамика, в которой Виктор этническим  осетинским формам посуды придал звучание современных предметов.

Обращаясь  к искусству керамики, к объектам-вещам, в которых эстетические достоинства неотделимы от функциональности, полезности, художник создает уникальные конструкции, способные преодолевать пластические ограничения и расширять смысловой контекст. В своих работах начала ХХI столетия  Виктор Решетников  вновь обращается  к русскому авангарду первых десятилетий ХХ века. Матрицей   визуального и смыслового развития образа становится «квадрат» Казимира Малевича, а его вторжение в пространство подобно конструкциям Александра  Родченко.

Квадрат служит основой  самых ранних композиций Решетникова, он  использует его как обращение к первоначалам цивилизации, когда геометрия квадрата символизировала Землю в космологической картине мира. Образ квадрата превращается  в искусстве Виктора  Решетникова в модуль, инструментарий, соединяющий художественную практику, технологии, материю и идеальный творческий феномен. Его многомерные конструкции выстраиваются по принципу самоподобия, формируя непрерывный процесс, близкий к развитию кристалла.

Еще в 70-е годы, испытывая интерес к геометрике форм, создавая композиции на основе деления на части  объемов и плоскостей,  Виктор открыл для себя феноменальную  геометрию фракталов  Бенуа Мандельброта. Ячейки во фрактальной стратегии, как бесконечно дробящиеся единицы, образуют множество, обладающее  удивительными свойствами. Повторяясь, они моделируют сложные  динамические системы, подобные строению снежинки, геометрии кроны дерева, меняющемуся силуэту плывущего облака.  Художник, используя  теорию Мандельброта в своем творчестве, конструирует  непрерывность эволюции, неподчиняющейся  методам геометрической абстракции, невыразимой классической математикой.

Нынешний проект «Энигма» посвящен памяти Виталия Пацюкова, критика, историка современного искусства и друга, оставившего точную и глубокую характеристику творческой концепции  Виктора Решетникова, «искусство которого располагается в особой зоне, где царствуют традиции геометрической культуры и гармоническое равновесие обретается в каждом пластическом элементе, соблюдая принцип согласия в единице времени и пространства. Образы Виктора Решетникова, выстраивая  идеальные художественные  реальности, одновременно  сохраняют естественные  связи с непосредственностью жизни, с ее творческой материей и ее органическими формами. Обращаясь в своих стратегиях к искусству керамики, к объектам-вещам, в которых эстетические достоинства неотделимы от функциональности, полезности, художник создает  уникальные конструкции, способные преодолевать пластические ограничения и расширять смысловой контекст…»

Проект  «Энигма», занявший залы первого этажа, представляет  три темы творчества  Виктора Решетникова.

Пространство  первого зала посвящено «Органике». Здесь простые элементы согласованы с естественной пластикой природных форм.

Второй зал – «Энигма», область свободной фантазии, тайны. Творчество и есть тайна.

Третий зал – «Трансфигурация», мир знаков  и символов, связанных  в истории культуры с различными  человеческими  сообществами от тысячелетий  до нашей эры до сегодняшних дней.

Три зала, три темы, три мира художника.

Персональные проекты:

1980 – Художественный музей им. Махарбека Туганова (Владикавказ)

2001 – Галерея «Ир-Арт» (Центральный дом художника, Москва)

2004 – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного  искусства  (Москва)

2005-  Новый минимализм и конструктивизм дизайнера Виктора Решетникова. Московский  архитектурный институт (Москва)

2011 – «Квадратный метр – свое пространство». Галерея Беляево (Москва)

2014 – «Возвращение к квадрату». Галерея Беляево (Москва)

2014 – «Цвет квадрата». Галерея ВХУТЕМАС (Москва)

Международные проекты:

2001 – «Ambiente Rossija». Центральный дом художника (Москва)

2001- «Art and Design». I Международная биеннале керамики. Сеул (Корея)

2003 —  «Art and Design». II Международная биеннале керамики. Сеул (Корея)

2003 – «Form Between Continuity and innovastion» (Museo internationale Dell Ceramiche in Faenza Fondazione, Италия)

2004 – «Ambiente Rossia». Центральный дом художника (Москва)

2012 – «Ландшафтный дизайн». Международная выставка (Москва, Крокус Экспо, Экспо-центр)

2016 – XII Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва

2017 – «Мир стекла» (Москва, Экспо-центр)

2017 – «Конечный ресурс». 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Выставочный проект российских и финских

Художников.  МГХПА им. С.Г.Строганова. Галерея «Тоннель»

2019 – 12-й Международный Художественный симпозиум ALANICA 2019

2021 – Выставка керамики в Пекине членов Международной Академии Керамики IAC

Данная выставка организована при содействии

ГБУК «Художественный музей имени Махарбека Туганова»и

ГЦСИ «Государственный центр современного искусства».

Владикавказ.

Людмила Бязрова, искусствовед, заместитель директора художественного музея имени Махарбека Туганова по научной работе.

Вернуться