Зинаида Кулиева. «Размышления. Поиски». Гравюра, рисунок, эмаль

В художественном музее имени Махарбека Туганова  открылась персональная выставка Зинаиды Кулиевой «Размышления. Поиски». Автор  хорошо известна как график по многочисленным выставкам, республиканским, всероссийским, международным в которых она принимала участие, и конкурсам, лауреатом которых она становилась.  Кулиева профессионально владеет всем  разнообразием графических техник: от офорта, гравюры на дереве и линолеуме, литографии до оригинального и смелого рисунка.

Технические навыки печатной гравюры Кулиева приобрела в Санкт-Петербургском  государственном академическом институте имени И.Е. Репина в  персональной мастерской  книжной графики профессора, заведующего кафедрой графики Андрея Пахомова (2001- 2007). Позже (с 2012 по 2015 год), уже стажером совершенствовала свое мастерство  в творческой мастерской графики Российской академии художеств, отделения «Сибирь, Урал и Дальний Восток» в Красноярске под руководством Германа Паштова.

 Этот ранний,  важный период формирования художника определил круг тем, приоритетный  для автора – национальные корни культуры, «национальный дух» (по авторскому определению), характер одухотворенного пейзажа и образы героев реальных, живущих в осетинских селах,  в Сибири, или героизированных, из области мифологии.

Кулиева оригинальна  в том, как она представляет зрителю героев своих серий: мальчика, закутанного в дедушкину бурку, (словно рождающегося из  кокона интровертной  традиции в мир,  открытый для исследований, для  будущего),  старушку на фоне склепа, хранительницу древней истории рода, самого «Духа места». И  в этой же серии – домашние птицы и животные, такая же важная и забавная часть семьи, дома, сельской жизни (дипломная работа  в технике линогравюры «Жители Даргавса»).

Серия композиций, посвященных героям нартовского эпоса, выполнена в оригинальной авторская технике: в  смешении способов печати и использовании разнообразных фактур, в рисунке гелиевой ручкой,  отбором   малоизвестных, не использованных ранее иллюстраторами  сюжетов, своеобразным взглядом на  персонажей эпоса.

Графика своей изначальной монохромностью  способствует драматизму восприятия сюжета и чем контрастнее соотношение черного-белого, тем безысходнее  конфликт и предопределённее  трагизм его развязки. Выбор автором  сепии  для цветового решения гравюр позволил смягчить контрастность цвета к бумаге, а заполнение фона причудливыми бликами воды (поверхность моря в  композиции «Урызмаг, оплакивающий сына»), россыпью камней («Игры нартов», «Маленький Батрадз»), взрывом, тучей взлетающих птиц («Смерть Ахсара и Ахсартага»)  раскрывает   состояние героев, оттеняет его  шумом крыльев испуганных птиц, грохотом падающих, рассыпающихся глыб, мерцанием волн и усложняет в целом композицию.

Горы,  в серии, им  посвященной, —  ожившие, или заснувшие до поры великаны, — напоминают рисунки Сосланбека Тавасиева. Есть и разница. В Рисунках Тавасиева это всегда образ сурового горца, похожего на его Чермена,  затаившаяся до времени стихия, способная на себе нести бремя жизнедеятельности человека. У Зины горные массивы напоминают народные легенды. В силуэтах скалистых громад можно увидеть автопортрет Зинаиды, фигуру ее отца.

Зрительское внимание привлекают и замечательные эмали Кулиевой. Освоение техники проходило  в  известной мастерской Николая Михайловича Вдовкина в Минеральных Водах. Зина отдала предпочтение перегородчатой эмали. Работы в этой технике «Яблоко нартов» и «Ацамаз» принесли ей в 2017 году первую премию и медаль в номинации «Дебют»  III Международного биеннале искусства эмали «Зеркало мира», состоявшегося в Санкт-Петербурге.

Выставка продлится до 5 декабря. Спешите ее увидеть.

Вернуться