Зинаида Кулиева. «Размышления. Поиски». Гравюра, рисунок, эмаль
В художественном музее имени Махарбека Туганова открылась персональная выставка Зинаиды Кулиевой «Размышления. Поиски». Автор хорошо известна как график по многочисленным выставкам, республиканским, всероссийским, международным в которых она принимала участие, и конкурсам, лауреатом которых она становилась. Кулиева профессионально владеет всем разнообразием графических техник: от офорта, гравюры на дереве и линолеуме, литографии до оригинального и смелого рисунка.
Технические навыки печатной гравюры Кулиева приобрела в Санкт-Петербургском государственном академическом институте имени И.Е. Репина в персональной мастерской книжной графики профессора, заведующего кафедрой графики Андрея Пахомова (2001- 2007). Позже (с 2012 по 2015 год), уже стажером совершенствовала свое мастерство в творческой мастерской графики Российской академии художеств, отделения «Сибирь, Урал и Дальний Восток» в Красноярске под руководством Германа Паштова.
Этот ранний, важный период формирования художника определил круг тем, приоритетный для автора – национальные корни культуры, «национальный дух» (по авторскому определению), характер одухотворенного пейзажа и образы героев реальных, живущих в осетинских селах, в Сибири, или героизированных, из области мифологии.
Кулиева оригинальна в том, как она представляет зрителю героев своих серий: мальчика, закутанного в дедушкину бурку, (словно рождающегося из кокона интровертной традиции в мир, открытый для исследований, для будущего), старушку на фоне склепа, хранительницу древней истории рода, самого «Духа места». И в этой же серии – домашние птицы и животные, такая же важная и забавная часть семьи, дома, сельской жизни (дипломная работа в технике линогравюры «Жители Даргавса»).
Серия композиций, посвященных героям нартовского эпоса, выполнена в оригинальной авторская технике: в смешении способов печати и использовании разнообразных фактур, в рисунке гелиевой ручкой, отбором малоизвестных, не использованных ранее иллюстраторами сюжетов, своеобразным взглядом на персонажей эпоса.
Графика своей изначальной монохромностью способствует драматизму восприятия сюжета и чем контрастнее соотношение черного-белого, тем безысходнее конфликт и предопределённее трагизм его развязки. Выбор автором сепии для цветового решения гравюр позволил смягчить контрастность цвета к бумаге, а заполнение фона причудливыми бликами воды (поверхность моря в композиции «Урызмаг, оплакивающий сына»), россыпью камней («Игры нартов», «Маленький Батрадз»), взрывом, тучей взлетающих птиц («Смерть Ахсара и Ахсартага») раскрывает состояние героев, оттеняет его шумом крыльев испуганных птиц, грохотом падающих, рассыпающихся глыб, мерцанием волн и усложняет в целом композицию.
Горы, в серии, им посвященной, — ожившие, или заснувшие до поры великаны, — напоминают рисунки Сосланбека Тавасиева. Есть и разница. В Рисунках Тавасиева это всегда образ сурового горца, похожего на его Чермена, затаившаяся до времени стихия, способная на себе нести бремя жизнедеятельности человека. У Зины горные массивы напоминают народные легенды. В силуэтах скалистых громад можно увидеть автопортрет Зинаиды, фигуру ее отца.
Зрительское внимание привлекают и замечательные эмали Кулиевой. Освоение техники проходило в известной мастерской Николая Михайловича Вдовкина в Минеральных Водах. Зина отдала предпочтение перегородчатой эмали. Работы в этой технике «Яблоко нартов» и «Ацамаз» принесли ей в 2017 году первую премию и медаль в номинации «Дебют» III Международного биеннале искусства эмали «Зеркало мира», состоявшегося в Санкт-Петербурге.
Выставка продлится до 5 декабря. Спешите ее увидеть.