Суадон. Выставка памяти Сосланбека Едзиева
с 12 декабря 2023В художественном музее имени Махарбека Туганова открылась выставка «Суадон. Сосланбек Едзиев в пластическом искусстве наших современников».
Имя Сосланбека Едзиева (1865-1953) стоит в ряду творцов осетинской культуры конца ХIХ – начала ХХ века, таких как основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров, зачинатель современного изобразительного искусства Махарбек Туганов, создатель осетинского театра Елбыздыко Бритаев. И хотя произведения Едзиева (Едзити), относятся к художественному направлению конца ХIХ века, возникшему как самобытное явление вне профессиональной школы и традиционного ремесла и получившему название «наивное искусство», в Осетии он стал предтечей скульптуры, как вида искусства, являясь создателем мемориальных, монументальных памятников, станковой и декоративной скульптуры.
Сосланбек Едзиев родился в высокогорном селении Ход, родовом гнезде знаменитых осетинских фамилий Кайтуковых, Гергиевых. Отец Сосланбека, Дзиг Едзиев, был каменщиком и ремеслу обработки строительного материала, который в изобилии давали горы, обучил сына.
Труды всей жизни Сосланбека Едзиева – скульптурные изображения людей в надгробных стелах, на стенах нескольких домов, построенных им же, в самостоятельных композициях, которые смело можно назвать станковыми. На ритуальных чашах и посохах, традиционных по своему назначению, но совершенно невероятных по форме и декоративному дополнению, он также размещал фигуры людей, животных,
Сосланбек рано научился подчинять своему резцу каменную глыбу любого размера, но, в отличие от профессионалов, не только освобождал фигуры от лишнего материала, но и смело создавал в станковых композициях «нежелательные» сквозные отверстия: распахнутые крылья Ангела, орла, витки змеиного тела, согнутые или протянутые руки с подношением Богу.
Первоначально все каменные скульптуры Сосланбек раскрашивал. Портреты получались очень похожими, живыми, с тонкой прорисовкой глаз, губ, живописными по цветовой гамме. Со временем краски исчезли почти полностью, но характер героев сохранился в выразительной асимметрии лиц, в жестах и позах персонажей мемориальных стел и рельефов дома в Синдзикау, в самих гранитных сколах, создающих фактуру поверхности лица героя, мягких волн девичьих волос и складок платка женщин.
Творчество Едзиева изначально было известно определенному кругу людей — землякам, заказчикам надгробий. В 1938 и в 1940-е годы, еще при жизни мастера, его скульптуры были приобретены для Ленинградского музея этнографии и для возникшего Северо-Осетинского художественного музея, который спас от гибели лучшие станковые и декоративные произведения художника. Для широкого круга зрителей Едзиев был «открыт» Махарбеком Тугановым, посвятившим мастеру первую статью, сохранившим о нем сведения биографического характера.
В 80-90-е годы ХХ века наследие Едзиева стало источником вдохновения для целой плеяды осетинских ваятелей, оказало влияние на формирование своеобразного стиля, особого метода работы с камнем.
Первыми профессионалами, оценившими уникальность скульптур Едзиева, национальный характер его образов, стали знаменитый советский мастер Олег Комов, увидевший работы Едзиева на выставке в Москве, осетинские скульпторы Лазарь Гадаев и Владимир Соскиев, которые в свой черед, подтянули следующее поколение молодых ваятелей к этому неистощимому духовному источнику. Эти два поколения и представлены на выставке творчеством Лазаря Гадаева, Владимира Соскиева, Дмитрия Томаева, Бориса Дзобаева, Алана Корнаева, Юрия Кцоева, Билара Царикаева, Олега Цхурбаева, Заурбека Дзанагова, как последователей мастера в его отношении к камню, в доверии материалу, структура, природная форма и объем которого сами подсказывают образ.